18 июня министр энергетики Герман Галущенко прибыл в Верховную Раду для отчета перед депутатами.
Первый отчет недавно назначенного министра должен был продемонстрировать, насколько оправданным была доверие к его кандидатуре, когда 29 апреля за него отдали свои голоса конституционное большинство состава Верховной Рады. До назначения Галущенко должность министра оставалась вакантной более года. Это объясняет, почему новому министру дали всего полтора месяца на формирование видения по развитию отрасли.
“Стоило бы заслушать его и услышать его видение, как дальше должна развиваться эта наиболее стратегическая отрасль экономики Украины. Я понимаю, что сразу он не мог этого сделать, человеку надо было время подготовиться, окунуться и в проблематику, и в пути решения”, – отметил 14 июня спикер парламента Дмитрий Разумков, анонсируя отчет министра.
Выступая с трибуны Верховной Рады, Галущенко ожидаемо начал доклад с кризисного состояния отрасли, которую ему доверили возглавить. Также не было неожиданностью то, что основное внимание министр уделил электроэнергетике. Ведь до перехода в энергетическое министерство он несколько лет возглавлял крупнейшую энергогенерирующую компанию Украины – НАЭК “Энергоатом”, которая больше всего страдает в условиях нового и еще не совершенного рынка электроэнергии.
“Украинская энергетика” подытожила, о чем рассказал Герман Галущенко в своем первом отчете в должности министра.
О кризисном состоянии ТЭК
Первое, что отметил министр, был полностью сломан, по его словам, механизм энергорынка.
“Полная разбалансированность сектора накопления долгов внутри рынка, это также долги перед производителями” зеленой “генерации, десятки миллиардов гривен, это долги перед шахтерами”, – выдал министр общий “диагноз”.
По словам Галущенко, несмотря на то, что потенциально установленная мощность отечественной генерации превышает 55 ГВт, включая 8 ГВт объектов восстановленной энергетики, реальный доступ мощности значительно меньше.
“Мы понимаем, что 90 процентов энергоблоков теплоэлектростанций отработали свой ресурс и нуждаются в обновлении. Фактически с 21 ГВт теплоэлектростанций лишь около 13 реально доступны, а остальные или выведены в консервации, либо находятся на неконтролируемой территории. Значительная часть мощностей имеет негарантированный график генерации. Это, безусловно, восстановление и работа атомной генерации в базовом режиме”, – подчеркнул он.
Министр обратил внимание и на майский кризис рынка. Он предупредил, что события прошлого месяца уже негативно сказались на формировании запасов топлива в государстве. Хотя в целом ситуация вряд ли сложнее чем та, что сложилась в январе-феврале, когда система функционировала в условиях жесткого дефицита угля, массово выведенных в ремонт энергоблоков станций и дефицита электроэнергии на рынке.
“Средневзвешенная цена” на сутки вперед “упала до исторического минимума вообще за весь период функционирования рынка электрической энергии. И она намного была меньше чем даже себестоимость электроэнергии, производимой Государственное предприятие “Энергоатом”, это самая низкая себестоимость в государстве. И, безусловно, что для всех других типов генераций эти такие ценовые показатели, очевидно, очень глубоко убыточны. И поэтому это соответствующим образом влияло на формирование запасов топлива, необходимого для стабильного прохождения осенне-зимнего периода”, – таким образом изложил свое видение проблем отрасли Галущенко.
По словам министра, такая ситуация в свою очередь привела к финансовой разбалансировке государственных предприятий, а это особенно важно в контексте выполнения ими обязанностей обеспечения электроэнергией населения.
“Разбалансированность рынка, большие риски в этом в контексте по синхронизации энергосистемы Украины с энергосистемой Европейского Союза. Поэтому как раз на этом мы сосредоточили основную работу”, – отметил он.
Среди проблем всех направлений ТЭК министр вспомнил одну, связанную с формированием базы учета потребителей рынка газа.
“Просто для примера. Мы движемся к созданию DataHub, но при этом с 12000000 потребителей абонентов газа примерно 1000000 и 200000 потребляют газ без персонального учета”, – сказал без перехода Галущенко, после чего начал рассказывать о том, как он видит дальнейшую стратегию и тактику.
Рынок электроэнергии ждут перестановки
В этой части речи Галущенко также начал с близкого для себя тематики – рынка электрической энергии. В то же время перешел от констатации проблем к констатации того, что уже удалось сделать при его руководстве.
“Некоторые шаги уже сделаны. Есть еще инициативы, которые мы будем продвигать. Это снятие для производителей, работающих в рамках выполнения специальных обязанностей, обязательств относительно обязательной продажи не менее 10 процентов электроэнергии на рынке “на сутки вперед”. И вторая. Это введение обязательной биржевой торговли для всех участников рынка. Мы хотим изменить ракурс того, чтобы индикативом цены был не рынок “на сутки вперед”, а рынок двусторонних договоров. Соответственно это позволит иметь предсказуемость рынка”, – сказал министр.
Кроме того, безусловно, важная тема, которую затронул министр – это подготовка к смене модели ПСО. Она будет представлена на следующей неделе.
“Мы хотим сделать определенный горизонт этого изменения, чтобы увидеть стабильность тарифов на электроэнергию и сделать дифференцированный подход, который позволит обеспечить социально уязвимых слоев населения. Эта стабильность даст возможность для привлечения инвестиций в компании отрасли, а для частных потребителей принять и запланировать соответствующие мероприятия по повышению энергосбережения”, – сообщил министр.
Также министр не мог обойти вниманием тему долгов, которые сложились перед “зеленой” генерацией.
По его словам, Минэнерго видит будущее развитие возобновляемой энергетики в Украине на конкурсной основе с учетом рыночных механизмов ценообразования и потребностей энергосистемы. Эффективной системой стимулирования должно стать проведение аукционов по распределению квот поддержки. Это позволит определить объемы и технологии и территории размещения объектов ВИЭ, обеспечить приоритетную поддержку необходимых для энергосистемы проектов.
На сегодня уже обнародованы изменения в порядок проведения аукционов, которые после утверждения Кабинета министров будут представлены соответствующие квоты поддержки и графики проведения таких аукционов.
Кроме этого, Минэнерго работает над правовой базой для привлечения производителей из ВИЭ к участию в рынке электроэнергии. Одним из механизмов такого привлечения является переход на выбор от систем поддержки производителей по модели “зеленого” тарифа так называемой системы feed-in-premium. Это позволит производителям быть, во-первых, полноценным участником рынка электрической энергии, формировать собственную коммерческую стратегию продажи электрической энергии и соответственно выходить на различные сегменты рынка.
В дополнение в министерстве прорабатывают вопросы совершенствования системы поддержки малой распределенной генерации потребителей и создание системы выдачи гарантий происхождения электроэнергии из ВИЭ.
Традиционная летняя тема – подготовка к прохождению отопительного сезона. Среди ключевых пунктов этой стратегии министр назвал накопления угля и резервного топлива. Минэнерго утвердило соответствующий график и теперь собирается контролировать его выполнение. Также Минэнерго утвердило план закачки природного газа в газохранилища. Планируется, накопить не менее 17 млрд. кубов газа, но оптимально – от 19 до 20.
“Здесь наша задача обеспечить такой объем, чтобы были абсолютно комфортные условия прохождения отопительного сезона”, – отметил Галущенко.
Продолжается накопление угля на складах. На сегодня накоплено 1467000 тонн.
“Ключевая задача здесь – это не допустить той ситуации, когда появляется много проблем одновременно. Условно – это несвоевременное завершение ремонтной кампании, увеличение спроса на электроэнергию, отклонения температурных показателей, ограничение поставок угля. И для нас очень важно, следующий отопительный сезон пройти стабильно, так как не секрет, и мы об этом постоянно говорим, что в следующем году у нас есть план автономно поработать, отсоединившись от энергосистемы Российской Федерации и Беларуси, чтобы в 2023 году обеспечить процесс синхронизации Украины с европейской энергосистемой. То есть это целый набор мероприятий, который мы будем и уже осуществляем на постоянной основе”, – отметил Галущенко.
Также министерство будет контролировать выполнение плановых ремонтных работ генерирующего оборудования электростанций и теплоэлектроцентралей. Ведется работа над созданием аварийного запаса оборудования, материалов и оборудования для выполнения аварийно-восстановительных работ на воздушных линиях электропередач и трансформаторных.
Четыре стратегических задачи Галущенко
По долгосрочной стратегии, в Министерстве определили четыре ключевых цели. Первое – это энергетическая безопасность и рыночные принципы.
“Эта цель предполагает принятие мер по совершенствованию условий работы энергетических рынков, погашение накопленной на них задолженности. То есть, речь идет о задолженности, которая сформировалась внутри самого рынка электроэнергии, это, прежде всего, задолженность среди участников этого рынка. Обеспечения устойчивого, как я уже отметил, прохождения отопительного сезона и энергетической инфраструктуры”, – сообщил Галущенко.
Вторая стратегическая цель, по его словам, – это европейская интеграция с европейской энергетической сетью ENTSO-E и приведения отечественного законодательства в соответствие с актами законодательства ЕС. По словам Галущенко, это направление имеет два аспекта: первый – это техническая интеграция, объединение системы; а второй – это нормотворческая интеграция.
“На момент, когда мы будем синхронизироваться, надо ввести такие правила работы в рынке и так его построить, чтобы он совершенно четко полностью соответствовал тем правилам, которые существуют в государствах Европейского союза”, – подчеркнул министр.
Третьей стратегической целью Герман Галущенко назвал энергоэффективность – как развитие возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива, так и повышение энергоэффективности на всех уровнях.
И последней Герман Галущенко отметил энергетическую независимость государства. Эта стратегическая цель, по его словам, будет реализовываться путем увеличения добычи энергоносителей, диверсификации источников и маршрутов поставок.
Интеграцию с ENTSO-E министр видит отдельным направлением энергетической независимости государства.
“Безусловно, на этом пути нас ожидает большое количество вызовов. Это касается и прозрачности, и предсказуемости работы рынка. Это касается, безусловно, экологических параметров, так называемого микса украинской электроэнергии. И поэтому это все большим комплексом работы, которую нужно осуществить и которую мы уже осуществляем, и будем осуществлять в будущем для того, чтобы успешно завершить процесс синхронизации. Я уверен, что мы пройдем этот путь и станем частью объединенной энергосистемы Европы, потому что реально альтернативы этому не существует”, – завершил свою речь перед депутатами министр.
Итак, глава Минэнерго показал стремление продолжать движение в направлении энергетического союза и нормотворческого объединения с Европой. Вместе с тем, к сожалению, выступление Галущенко продемонстрировало, что новый министр не готов к решительным изменениям в области и продолжает хорошо знакомую тактику “тушения пожаров”, за которую уже неоднократно критиковали действующее правительство. (Лия Ильченко, Ua-energy.org/Энергетика Украины и мира)
(ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ НОВОСТИ. Проголосуйте сами и посмотрите итоги голосования – https://poll.app.do/3204985)