На Бурштынской ТЭС 18 августа возник пожар. На сегодня о серьезных последствиях не сообщается. Но Kosatka.Media обратилась к юристу с вопросом – кто ответственен за чрезвычайную ситуацию, каковы ее юридические последствия и кто на государственном уровне это контролирует?

Юридические нюансы объяснила член совета Комитета АПУ по вопросам энергетики, нефти и газа Наталья Гутаревич.

Причиной пожара указано возгорание разлитого масла в котлотурбинном цехе блока №3. Также, со ссылкой на пресс-службу Бурштынской ТЭС, сообщается об отсутствии пострадавших. Учитывая доступную информацию, последствиями события будет материальный ущерб, нанесенный предприятию: как фактическое повреждение оборудования и помещения, так и экономические последствия отключения энергоблока.

Кто контролирует безопасность на предприятии

В соответствии с Положением о Бурштынской ТЭС, директор обязан обеспечивать безопасную эксплуатацию оборудования в соответствии с действующими нормативными документами.

Согласно “Технической эксплуатации электрических станций и сетей. Правила”, утвержденного приказом Минтопэнерго от 13.06.2003 №296 (в редакции приказа Министерства энергетики и угольной промышленности Украины от 21.06.2019 №271) (далее – ПТЭ), руководство электроэнергетических предприятий обеспечивает надежную, безопасную и безаварийную эксплуатацию оборудования, систем контроля, средств диспетчерского и технологического управления.

В то же время, на каждом энергетическом предприятии, в соответствии с положением о структурных подразделениях, утвержденным руководителем электроэнергетического предприятия, должны быть распределены границы и функции между структурными подразделениями (цехами, участками, лабораториями, службами и т. д.) по обслуживанию оборудования, автоматизированных систем, зданий, сооружений и коммуникаций.

Должностные лица и работники, ответственные за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования, зданий и сооружений энергетического предприятия, должны обеспечивать надзор за их эксплуатацией в соответствии с требованиями инструкций по эксплуатации и других НД, а также осуществлять контроль над ведением эксплуатационной (оперативной, ремонтной) документации.

Основной задачей работников ТЭС является, в частности, соблюдение требований промышленной и пожарной безопасности в процессе эксплуатации оборудования, зданий и сооружений.

На каждом энергообъекте должна функционировать внутренняя система контроля и/или надзора, что предусматривает мониторинг и оценку соответствия технического состояния оборудования, зданий и сооружений установленным требованиям в объемах и в сроки, определенные нормативными документами.

На каждом энергетическом предприятии должны быть организованы структурные подразделения (отделы, группы), которые в соответствии с утвержденными положениями выполняют функции внутреннего контроля и/или надзора за технической эксплуатацией и непосредственно подчинены техническому руководителю предприятия.

Итак, внутренние документы ТЭС должны определять лицо, ответственное за надлежащую и безопасную эксплуатацию оборудования, что могло быть причиной пожара.

Согласно ПТЭ, повреждения энергетического оборудования и сооружений, нарушения их работоспособности, нарушение нормального режима работы или надежности энергообъекта, электрических и тепловых сетей, что приводит к остановке или снижению их мощности, является технологическим нарушением.

Какие бывают технологические нарушения

Технологические нарушения подразделяются на отказы и аварии.

Единый порядок и требования к расследованию и учету технологических нарушений на объектах электроэнергетики и в объединенной энергетической системе Украины (далее – ОЭС Украины) установлены в Инструкции о расследовании и учете технологических нарушений на объектах электроэнергетики и в объединенной энергетической системе Украина, утвержденной Приказом Минтопэнерго от 09.06.2005 № 255 (далее – Инструкция о расследовании). Действие Инструкции о расследовании распространяется на все субъекты и объекты электроэнергетики независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

Основными задачами расследования и учета нарушений являются:

– выяснение причин нарушения;

– разработка организационно-технических мероприятий с целью восстановления работоспособности поврежденного оборудования или сооружений и предотвращения подобных нарушений в работе энергоустановок, повышение устойчивости энергопредприятий;

– совершенствование организации эксплуатации и ремонта, реконструкции или замены энергетического оборудования, а также использования материалов расследования для разработки нормативных документов;

– выявление ненадежных узлов и агрегатов и другого оборудования объектов электроэнергетики для дальнейшего их совершенствования;

– повышение ответственности работников энергокомпаний, их структурных энергетических подразделений, энергопредприятий и других организаций энергетической отрасли Украины за выполнение мероприятий, обеспечивающих бесперебойное, надежное энергоснабжение потребителей.

В ходе расследования причин и обстоятельств нарушений должны быть изучены и оценены следующие обстоятельства:

– действия персонала, соответствие энергоустановок требованиям действующих нормативных документов;

– организация эксплуатации, качество и сроки выполнения ремонтов, профилактических осмотров, контроля технического состояния оборудования, соблюдение норм и соответствующих требований при проведении ремонтных работ;

– своевременность устранения аварийных источников, дефектов оборудования, требований нормативных и распорядительных документов энергопредприятия, а также мероприятий, направленных на повышение надежности оборудования;

– правильность принятых проектных решений, качество изготовления и конструкции оборудования, качество проведения монтажных, строительных и наладочных работ;

– остаточный рабочий ресурс узла.

Во время расследования нарушений должны быть выявлены, проанализированы и описаны все причины возникновения и развития нарушения, его предпосылки, а также причинно-следственные связи между ними.

Расследование отказов I и II категорий проводится постоянно действующими комиссиями, которые ежегодно назначаются приказом в энергопредприятии.

ПТЭ также предусмотрено, что все случаи пожаров должны расследоваться специально назначенной комиссией для установления причин, убытков, виновников возникновения пожара и разработки противопожарных мероприятий для других объектов отрасли в соответствии с порядком, установленным на электроэнергетическом предприятии, с учетом НПА по вопросам пожарной безопасности.

Как государство контролирует безопасность на объектах электроэнергетики

По результатам расследования технологических нарушений руководством энергокомпании, энергопредприятия, Государственной инспекцией по эксплуатации электрических станций и сетей (чьи полномочия прекращены), Государственной инспекцией по энергетическому надзору за режимами потребления электрической и тепловой энергии (чьи полномочия прекращены), центральным органом исполнительной власти, осуществляющим обеспечение реализации государственной политики в электроэнергетике (Минэнерго) выдается распорядительный документ.

В случае если нарушения сопровождались возникновением пожаров, складывается общий акт нарушения с учетом основных требований к служебному расследованию, первичного учета и анализа пожаров на объектах Минтопэнерго Украины.

Таким образом, все обстоятельства пожара, возникшего на Бурштынской ТЭС, должны быть исследованы, а специалисты в процессе расследования должны сделать вывод о причинах возникновения нарушения и установить наличие или отсутствие нарушений в действиях персонала и руководства ТЭС.

В зависимости от установленных обстоятельств и причин происшествия, к виновным лицам могут быть применены меры:

– дисциплинарной ответственности (выговор, увольнение);

– материальной ответственности за причиненный предприятию ущерб;

– административной ответственности (например, ст. 951 Кодекса Украины об административных правонарушениях “Нарушение требований нормативно-правовых актов и нормативных документов по вопросам технической эксплуатации электрических станций и сетей, энергетического оборудования”);

– уголовной ответственности (например, ст. 1941 Уголовного кодекса Украины “Умышленное повреждение объектов электроэнергетики”).

Состояние нормативного регулирования оставляет желать лучшего

Дополнительно необходимо также обратить внимание на состояние нормативного регулирования в этой сфере. Так, с 2014 по 2019 год осуществлялась реорганизация сферы надзора в электроэнергетике.

Однако, законодательство так и не было приведено в полное соответствие.

Согласно Закону Украины “О рынке электрической энергии”, государственный надзор (контроль) в электроэнергетике осуществляет Государственная инспекция энергетического надзора Украины (Госэнергонадзор). Государственный энергетический надзор в электроэнергетике осуществляется за хозяйственной деятельностью, связанной с производством, передачей и распределением электрической энергии, а также с использованием энергии для собственных нужд участниками рынка (кроме потребителей) в части технической эксплуатации электрических станций и сетей, энергетического оборудования, испытания и ремонта электроустановок и сетей, выполнение работ по проектированию электроустановок и сетей.

Согласно Положению о Государственной инспекции энергетического надзора Украины, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 14 февраля 2018 №77, Госэнергонадзор участвует в работе комиссий по расследованию причин и последствий аварий и пожаров на оборудовании электрических сетей участников рынка электрической энергии и субъектов отношений в сфере теплоснабжения, которые привели к нарушению режимов работы других участников рынка электрической энергии, субъектов отношений в сфере теплоснабжения.

Однако, нормативные документы в области так и не были приведены в полное соответствие с действующей системы органов надзора (контроля) в сфере энергетики. Например, контроль над соблюдением требований Инструкции о расследовании возложен на Государственную инспекцию по эксплуатации электрических станций и сетей, полномочия которого прекратились с апреля 2017 года, – однако, необходимые изменения в этой Инструкции так и не внесены. Это также касается длинного перечня нормативных актов и документов в сфере энергетики, которые требуют пересмотра, обновления и приведения в соответствие с действующим законодательством.

Такое положение нормативного регулирования в области электроэнергетики может привести к ненадлежащему уровню контроля над эксплуатацией энергетического оборудования и оборудования, и противоречия в процессе расследования случаев технологических нарушений, привлечения к ответственности виновных лиц и предупреждения подобных случаев в будущем. (Янина Ткачук, Kosatka.media/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий