Забастовки польских перевозчиков ощутимо пошатнули украинский рынок и цены, заставив трейдеров вспомнить горячую пору 2022 г., когда страна потеряла 100% источников поставок топлива.
Польские перевозчики заблокировали три крупнейших контрольно-пропускных пункта: “Дорогуск-Ягодин”, “Корчева-Краковец” и “Хребинное-Рава-Русская”. Основное требование – отмена транспортного безвиза, который Украина получила от Евросоюза 2022 г. Бастующие считают, что украинские перевозчики составляют им недобросовестную конкуренцию, забирая на себя часть грузового потока. Проведение забастовки согласовало польское правительство.
Проблемы возникли не только с выездом в Польшу, но и на въезде в Украину.
“Если через Раву-Русскую газовозу удалось проехать, то на Ягодине все стоит”, – комментировал ситуацию один из трейдеров.
На минувшей неделе Министерство развития общин, территорий и инфраструктуры Украины сообщало, что на границе по обе стороны находятся более 20 тыс. транспортных средств. Украинские пограничники заявили, что в Краковце и Раве-Русской их польские коллеги пропускали максимум два автомобиля в час.
Следует отметить, что напряжение на границах начало расти еще в октябре, когда резко увеличились объемы агроэкспорта. Система “еЧерга” фиксировала очередь по всем направлениям в 9-14 дней, тогда как еще летом было 3-4 дня.
Слабое звено
Осложнения на польской границе больнее всего ударили по сжиженному газу. Причина – более 30% импорта или 20% всего рынка этого горючего попадает в Украину именно через польский участок границы.
Некоторый разбаланс начал наблюдаться еще в октябре, когда вступили в силу изменения в Таможенный кодекс. В частности, был ужесточен документарный контроль за происхождением ресурса. Ранее сообщалось, что из стран Балтии и Польши в Украину направлялись миксы, основу которых составлял российский LPG. С 17 октября импортер должен предоставлять таможне пакет документов на всю цепочку поставки ресурса, начиная от производителя. Несмотря на заранее объявленные изменения, не все топливные компании оказались готовы к новым правилам, что привело к увеличению времени растаможивания ресурса, а в некоторых случаях даже отказа в растаможке. Пока рынок уже вошел в новый путь, хотя и отмечает замедленность оформления горючего из-за недостаточного количества персонала таможни.
Итак, начиная с октября импорт газа из Польши и стран Балтии начал сокращаться. В среднем за девять месяцев 2023 г. по этим направлениям было поставлено 52,7 тыс. тонн LPG в месяц, а в октябре уже 35,3 тыс. тонн.
Забастовки дополнительно высушили это направление: с 6 по 12 ноября импорт газа по этому направлению уменьшился на 55% до 4,7 тыс. тонн по сравнению с неделей ранее.
Провал импорта привел к дефициту и ажиотажному спросу на газ внутреннего производства. С начала ноября средняя стоимость LPG на аукционе “Украинской энергетической биржи” выросла по некоторым лотам до 64 тыс. грн./тонна, или более чем на 30% по сравнению с началом октября.
Проблема заключается также в ограниченном количестве газовозов, которых значительно меньше бензовозов. По словам участников рынка, если раньше газовоз делал четыре ходки за границу в месяц, то сейчас – одну. Соответственно, пропорционально меньше горючего удается завезти.
“Мы не успеваем привезти необходимый объем, поэтому наши АЗС вынуждены простаивать без ресурса”, – жалуются в одной из топливных компаний. В середине ноября отсутствие автогаза на АЗС фиксировалось не только в малых, но даже в известных автозаправочных сетях.
Поиск альтернатив
Проблемы на мероприятии толкнули рынок на юг. Ожидаемое это направление оказалось не очень готовым к этому.
“В настоящее время в Румынии газ распродан на месяц вперед”, – прокомментировал ситуацию один из импортеров. Кроме того, украинско-румынских КПП газовозам тоже приходится ждать: согласно сервису “еЧерга”, по состоянию на 17 ноября очередь составляла десять дней.
Блокада автоперевозок автоматически привела к увеличению спроса на железнодорожные поставки. Те, кто ориентировался на железную дорогу и раньше, в этой ситуации оказались в крайне выигрышной ситуации, ведь закупочные цены на газ выросли несущественно, а на внутреннем рынке взмыли до невиданных высот. По информации участников рынка, объемы законтрактованных железнодорожных партий газа выросли с 20 до 35 тыс. т.
Легкий испуг
В преддверии анонсированных забастовок импортеры светлых нефтепродуктов тоже заметно нервничали, но быстро стабилизировали ситуацию. В первую очередь потому, что, в отличие от газа, относительные показатели автоимпорта бензина и дизтоплива через польскую границу 2023 г. не превышают 10%.
Да, по бензину рынок вообще не испытал каких-либо проблем. С ними столкнулись разве что несколько игроков, сделавших ставку на автомобильные поставки.
“Мы пытаемся перевести часть продукта на железную дорогу, но бензин с севера Польши приходится везти по большому кругу через Словакию и Румынию”, – рассказал источник в компании UPG, которая является крупнейшим автоимпортером бензина.
В начале несколько напряженными выглядели поставщики дизеля, но быстро прошло. Большой автомобильный парк и диверсифицированные каналы снабжения сделали свое дело. Кроме того, сыграло на руку украинскому рынку понижение европейских котировок. Это позволило пройти недолгий период турбулентности без ценовых скачков, а затем перейти к снижению. В середине ноября рынок уже находился в привычном для себя статусе профицита. Характерно, что это, несмотря на проблемы с поляками, а также фактическое закрытие поставок из Молдовы и Болгарии, которые засветились в связях с российским топливом.
Логичным выходом из ситуации явилась переориентация на железнодорожный транспорт. Согласно данным enkorr, в октябре поставки дизеля по железной дороге выросли на 37%.
Снижение цен, несмотря на блокаду
Пока украинское правительство пытается урегулировать ситуацию.
“Пытаемся искать компромиссы, чтобы увеличить пропускную способность и выполнять уже заключенные меморандумы, но это сложно. Предложили польским властям запустить полосы для пустых грузовиков на ЧП “Угринев-Долгобычев” и “Грушев-Будомеж”. Ждем ответ еще раз”, – сообщил заместитель министра развития общин, территорий и инфраструктуры Украины Сергей Деркач.
Известно, что одним из предложений украинской стороны было беспрепятственное движение топливовозов, потому что они работают исключительно на обеспечение внутренних потребностей Украины и даже теоретически не могут конкурировать польским перевозчикам. Но она была отвергнута, как и остальные предложения.
Пока украинские чиновники считают, что единственным путем разблокирования границы является отмена Варшавой разрешения на проведение забастовки. Ситуацию усугубляет властная турбулентность, поскольку старое правительство Польши уже ушло, а новое еще не сформировано.
Тем временем украинский рынок не стоит на месте. Все больше импортеров меняют маршруты, следуя из Польши в Словакию и Румынию. Конъюнктура способствует, потому что сверхвысокие логистические расходы покрываются понижением закупочных цен.
Более того, существуют все предпосылки для уменьшения цен на АЗС как на бензин, так и на дизтопливо. Этот процесс уже начался, некоторые сети снизили цены на бензин на 1-2 грн./л. Очевидно, тренд будет продолжаться.
А вот охлаждение перегретых цен на сжиженный газ придется подождать подольше. В течение одной-двух недель ожидается исчезновение дефицита, после чего цены должны уйти вниз. И если на отдельных станциях стоимость достигла 34,5 грн./л, то объективный уровень вырисовывается максимум в 27 грн./л, что соответствует 50% цены бензина.
Продолжение следует, или Уроки словацкой
Украинский топливный рынок переварил и худшие ситуации, как, например, весной 2022 г., когда он потерял 100% источников снабжения. Как видим, сохранил рынок гибкость и сейчас. Но, кажется, экзамен еще будет продолжаться.
16 ноября словацкие перевозчики заявили о солидарности с польскими коллегами и недовольстве украинскими коллегами. Была проведена часовая предупредительная забастовка, которая может перерасти в аналог польского. Соответствующий запрос к властям транспортники уже направили.
Между тем, румыны и молдаване прекрасно пользуются ситуацией и заявляют об оживлении перевозок, в частности железнодорожных.
В общем, ситуация с польскими забастовками не перестает удивлять. В первую очередь вред самой Польше. Ведь Украина дала Польше огромные транзитные потоки, скачала порты, железные дороги и производителей разнообразной продукции. Если забастовка затянется, это может привести к потерям польских трейдеров, которые сегодня закупились горючим под украинские нужды, но вынуждены считать убытки. В среднесрочной перспективе украинские поставщики могут переориентироваться на новые источники импорта, которые сейчас вынуждены изыскивать. Кроме хорошо известной нам Румынии это могут быть Хорватия, Сербия и другие. (Сергей Куюн, директор ОАО “Консалтинговая группа А-95”, Наталья Курган, журналист “Консалтинговой группы “А-95”; Zn.ua/Энергетика Украины и мира)