Утрата европейского рынка газа, на который до войны уходило более половины экспорта “Газпрома”, ударила по газовым доходам российской экономики. По итогам января-ноября 2023 г. выручка от экспорта газа сократилась втрое, сообщил временно исполняющий обязанности главы Федеральной таможенной службы России Руслан Давыдов.
“Поставки газа сократились в стоимостном объеме на 69%, а в физическом объеме – на 34% по сравнению с прошлым годом”, – отчитывался Давыдов в интервью телеканалу “Россия 24”.
Экспорт нефти, несмотря на европейское эмбраго и санкции с требованием соблюдать потолок цен, просел на 7% в физическом объеме.
“Нефть пострадала меньше, поскольку есть альтернативные пути доставки”, – пояснил Давыдов, намекая на “теневой флот” из сотни танкеров, возящих российские баррели в Азию в обход ограничений Запада.
“Если говорить об энергоносителях, то наши главные страны, куда мы экспортируем свои энергоносители – это Китай, Индия, Турция, страны ЕАЭС и те страны, которые мы называем дружественными, опорными странами, основными странами”, – рассказал Давыдов.
Это, впрочем, не касается газа, шедшего в Европу по трубопроводам, большинство из которых либо остановлены (“Ямал-Европа”), либо де-факто прекратили свое существование (“Северные потоки”). Попытки договориться с Китаем о строительстве новой трубы “Сила Сибири-2” мощностью 50 млрд. кубометров в год пока успехом не увенчались.
Хотя президент России Владимир Путин дважды в год встречался с главой КНР Си Цзиньпином и предлагал в пять раз увеличить импорт российского газа, Пекин так и не подписал контракт, жизненно необходимый “Газпрому”.
По данным The Sourth China Morning Post, камнем преткновения стала цена: уже покупающий российский газ вдвое дешевле, чем Турция и Европа, Китай рассчитывает на новые скидки, а кроме того, не желает вкладывать ни юаня в строительство. Многомиллиардный счет за трубопровод, по идее Пекина, должен полностью оплатить “Газпром”.
Когда-то могучая госкорпорация, оперирующая крупнейшими в мире доказанными запасами газа, впрочем, вряд ли может позволить себе новый мегапроект. За год, завершившийся 30 июня 2023 г., “Газпром” получил триллион рублей чистого убытка, оказался в состоянии кассового разрыва и вынужден был потратить две трети наличных запасов на счетах. Добыча “Газпрома” по итогам первого полугодия упала на четверть по сравнению с довоенными уровнями рекордно в истории отечественной газовой промышленности.
К 2025 г. газовая монополия потеряет еще триллион рублей из-за снижения выручки, увеличения налоговой нагрузки и необходимости оплачивать программу газификации, говорил в ноябре председатель комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный. По его словам, экспорта “не будет”, а расходы “остались”. (Finanz/Энергетика Украины и мира)