Декабрь – время подводить итоги. 2023 год для нефтегазовой отрасли страны стал серьезной проверкой не только на прочность, но и на гибкость. Глава комитета Госдумы Павел Завальный назвал его одним из самых сложных за последние десятилетия.
И действительно, в 2023-м в полной мере заработали экспортные ограничения для российской нефти и нефтепродуктов, кратно сократился экспорт газа на Запад, разразился кризис на внутреннем топливном рынке. И это далеко не все вызовы, с которыми столкнулся российский нефтегаз в уходящем году. Как завершается 2023 г. для отрасли?
Нефть и нефтепродукты
Введенные с 5 декабря 2022 г. в рамках шестого пакета антироссийских санкций ЕС эмбарго для сырой нефти, транспортируемой по морю, а с 5 февраля 2023-го – для нефтепродуктов, в полной мере начали действовать в текущем году. К ним присоединились сложности в виду ценового потолка на российскую нефть в размере $60 за баррель. В итоге нефтяные компании были вынуждены в короткие сроки диверсифицировать экспортные потоки, увеличив логистические маршруты, страховые издержки, закупать собственные танкеры, и все это в условиях значительного дисконта на российскую нефть и смену схем расчетов.
Однако эксперты Института энергетики и финансов, Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), финансовые аналитики, представители власти сходятся во мнении, что ситуация в российском нефтяном секторе остается стабильной. Так, нефтедобыча в России в 2023 году ожидается в размере 527 млн. тонн против 535 млн. тонн в 2022 г. Сокращение, примерно 1,5%, связано с соглашением в рамках ОПЕК+ и не является на данный момент критичным для отрасли.
Россия в апреле взяла на себя обязательство снизить добычу нефти на 500 тыс. б/с, присоединившись к другим участникам ОПЕК+. Кроме того, РФ приступила к добровольному снижению поставок нефти на мировой рынок с 1 августа – на 500 тыс. б/с. В сентябре принято решение сократить их на 300 тыс. б/с, позже оно было продлено до конца 2023 г.
В декабре вице-премьер Александр Новак после заключительной в текущем году встречи участников ОПЕК+ сообщил, что Россия уже в декабре 2023 г. будет наращивать сокращение добычи нефти выше текущих 300 тыс. баррелей в сутки (б/с). Объем может быть увеличен на 50 тыс. б/с или выше.
По информации кабмина, Россия по итогам года поставит в Европу не более 4-5% своей нефти и нефтепродуктов от общего объема экспорта, тогда как раньше поставляла 40-45%. Доля Китая в экспорте нефти и нефтепродуктов из РФ в 2023 г. составляет 50%, на Индию приходится 40%. Новыми направлениями экспорта стали Египет, Марокко, Мьянма и Пакистан.
Экспорт сырой нефти на 7% превысил показатель 2021 года и составляет порядка 250 млн. тонн.
Первичная переработка нефти по итогам текущего года вырастет примерно на 2%, в ноябре сообщил министр энергетики РФ Николай Шульгинов.
В 2022 году объем нефтепереработки в РФ снизился на 3%, до 272 млн. тонн. Таким образом, по итогам текущего года ожидается роста данного показателя до почти 277,5 млн. тонн.
Природный газ
Что касается добычи газа в России то по итогам года она составит 642 млрд. куб. м против 672 млрд. куб. м годом ранее. В экспорте более всего в этом году пострадал трубопроводный газ, падение поставок на Запад оценивается более чем на 120 млрд. куб. м. Сейчас он находится в диапазоне 23-25 млрд. куб. м.
По итогам года ожидается достижение объема поставок в Китай по “Силе Сибири” на уровне 22 млрд. куб. м. Начались поставки российского газа в Узбекистан по переведенной в реверсный режим газотранспортной системе “Средняя Азия – Центр”. Двухлетний договор АО “УзГазтрейд” и ООО “Газпром экспорт” предполагает объем экспорта в 9 млн. кубометров в сутки или почти 2,8 млрд. кубометров в год. В декабре, по информации главы Газпрома Алексея Миллера, из-за заморозков российская компания поставила в Узбекистан максимально технически возможный объем газа для данного трубопровода.
Эксперты уверены, поставки по новым направлениям не смогут быстро и в полной мере заместить по объемам потерю экспорта на Запад. Помимо диверсификации газовых поставок на Восток, запуска с 2025 года общего рынка газа ЕАЭС, необходимо развивать внутренний рынок за счет газификации, строительства мини-заводов СПГ и заправок СПГ.
Сжиженный природный газ (СПГ)
Сегодняшняя доля производства СПГ в России составляет около 8% от мировых показателей. По итогам года ожидается производство приблизительно 30 млн. тонн СПГ, сообщал в ноябре Александр Новак. В январе-октябре текущего года, по данным Росстата, этот показатель составил 26,6 млн. тонн. В 2022 году годовой показатель производства СПГ достигал 32,5 млн. тонн.
В декабре глава Минэнерго РФ Николай Шульгинов рассказал, что экспорт сжиженного природного газа (СПГ) из России в 2023 г. будет чуть выше уровня прошлого года, а в следующем году объемы поставок вырастут. Как ожидает министерство, экспорт может вырасти на 1,2%, до 33,3 млн. тонн. Отметим, за январь – ноябрь 2023 г. РФ экспортировала 29,12 млн. тонн СПГ.
На сегодняшний день большие риски для рынка СПГ несет санкционное давление на проект “Арктик СПГ-2”. Проект предполагает строительство трех технологических линий мощностью 6,6 млн. т каждая. Запуск первой линии планируется в конце этого года, а отгрузки по ней хотят начать в январе следующего. Однако в ноябре США ввели санкции против проекта. Минфин США установил 31 января 2024 г. как крайний срок для завершения сделок с ООО “Арктик СПГ-2”. 25 декабря иностранные акционеры проекта объявили форс-мажор по своим договорам, сообщили источники “Коммерсанта” в правительстве. Это означает, что они отказываются от обязанностей по финансированию проекта и выполнению offtake-контрактов на поставки сжиженного природного газа. Речь идет о французской TotalEnergies, китайских CNPC и CNOOC, а также консорциуме японских Mitsui и JOGMEC – они владеют по 10% в “Арктик СПГ-2”. Остальные 60% принадлежат НОВАТЭКу.
Нефтегазовые доходы
27 декабря вице-премьер Александр Новак, сославшись на данные Минфина, сообщил, что нефтегазовые доходы российского бюджета по итогам 2023 г. составят около 9 трлн. руб., что соответствует уровню 2021 г., но ниже результата прошлого года, когда на рынке были высокие цены на нефть. Напомним, при формировании федерального бюджета на 2023-2025 гг. базовые нефтегазовые доходы устанавливались в фиксированном выражении на уровне 8 трлн. руб. И этот порог пределен. С 2024 г. вновь вводится нефтяное отсечение, применение которого было заморожено еще весной 2022 г. С 1 января устанавливается переход к определению базовых нефтегазовых доходов исходя из базовой цены на нефть на уровне $60 за баррель с ежегодной индексацией на 2% начиная с 2027 г.
Отметим, за весь 2022 г. нефтегазовая отрасль принесла России 11,586 трлн. руб. – на 28% больше, чем годом ранее (9,056 трлн. руб.).
Данная ситуация вынуждает правительство принимать решения об увеличении налоговой нагрузки на ТЭК. В нефтяной отрасли она уже превысила 60%. В газовой отрасли тенденций значительного роста налоговой нагрузки нет. Однако, резкое снижение трубопроводного экспорта приводит к ухудшению экономики лидера газовой отрасли, Газпрома.
Рынок топлива
С января до середины сентября 2023 г. оптовые цены на бензин выросли вдвое – с 33 тыс. рублей до 68 тыс. рублей за тонну. Несколько месяцев они держались на рекордных уровнях. Во второй половине года стоимость топлива на АЗС начала активный рост. В сентябре ценовые скачки на отдельных заправках (преимущественно независимых) достигали 10-12 рублей за литр. Операторы АЗС били тревогу и отмечали высокий уровень нестабильности на рынке. Ценовую ситуацию на топливном рынке усугубило решение властей сократить демпферные выплаты.
Как объяснил президент Российского топливного союза Евгений Аркуша, ситуация, возникшая в этом году на внутреннем рынке моторных топлив, назревала давно. Причина – реализация налогового маневра не в том виде, в котором он задумывался.
В итоге, в ситуацию пришлось вмешаться Правительству РФ и подключить меры ручного реагирования. Кабмин РФ с 21 сентября ввел запрет на экспорт нефтепродуктов. В начале октября меры были скорректированы, в частности, был снят запрет на экспорт дизельного топлива по трубопроводам для тех, кто поставляет на внутренний рынок не менее 50%. Эти меры привели к снижению оптовых цен до 45 и 48 тыс. руб. за тонну АИ-92 и АИ-95 соответственно. Летнее дизтопливо подешевело с 74 до 55 тыс. руб. за тонну. В ноябре оптовые цены автомобильного топлива упали до уровней мая.
Затем, 17 ноября, кабмин снял запрет на экспорт бензина. А через несколько дней правительство решило отменить и запрет на экспорт летнего дизельного топлива.
По данным Росстата, в среднем литр автомобильного бензина на заправках в течение текущего года (относительно уровня декабря 2022 г.) вырос в цене почти на 4 рубля, а ДТ на 6 руб., это 7% и 9,9% соответственно. (Агентство нефтегазовой информации/Энергетика Украины и мира)