Украина будет бороться со злоупотреблениями на энергетических рынках по европейским правилам. К каким изменениям готовиться?
Оксана Запорожская, аналитик “Украинской энергетической биржи”:
Вскоре участников рынков электроэнергии и газа ожидают новые требования законодательства по обеспечению добродетели и прозрачности на оптовых энергетических рынках.
Как известно, с 1 февраля текущего года должен был заработать реестр участников оптового энергетического рынка. Впрочем, по сообщению регулятора, начало деятельности на рынке только зарегистрированных в реестре участников отложено до 1 апреля текущего года. В настоящее время в реестре более 1520 украинских и зарубежных компаний.
Биржа следит за нормативными изменениями и готовится к ним. Для нас в новом законодательстве отведена роль личности, профессионально организующей операции с оптовыми энергетическими продуктами.
УЭБ для обеспечения прозрачности и доверия к организованной торговле должно создать и поддерживать эффективные меры для выявления признаков манипулирования и торговли на основе инсайдерской информации.
НКРЭКУ получает больше полномочий по исследованию злоупотреблений на рынке и наложению существенных штрафов на участников рынка за осуществленные манипуляции, нарушение правил обращения с инсайдерской информацией и осуществление деятельности на рынке без регистрации.
Начиная с 1 ноября 2023 г. штраф за манипулирование или попытки манипулирования составляет до 13,5 млн. не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, что равняется 229,5 млн. грн., а уже с 1 ноября 2024 г. – до 27 млн. не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или 459 млн. грн.
При этом также вводится этапность установления штрафов: с 1 ноября 2023 только за манипулирование или попытку манипулирования на рынке, а с 1 февраля 2024 – за нарушение требований обращения с инсайдерской информацию.
Следует также учитывать, что штраф за осуществление операций с оптовыми энергетическими продуктами без регистрации в реестре на рынках природного газа или электроэнергии может быть применен сразу в полном объеме с даты начала функционирования такого реестра.
Участникам рынка, которые еще не зарегистрировались в регуляторе, важно сделать это вовремя, потому что согласно новому законодательству компании не смогут участвовать в биржевых торгах, как раньше, в рамках нового правового поля.
В Европе, где REMIT работает уже более 10 лет, ACER тесно сотрудничает с национальными регуляторами для мониторинга оптовых энергетических рынков. По информации ACER, в течение 2022-2023 гг. национальными регуляторами было принято более 30 решений с применением санкций за нарушение REMIT.
Большинство относится к нарушениям ст. 5 соответствующего регламента – манипулирование или попытка манипулирования рынком.
Новое законодательство не преследует цель каким-то образом “запугать” рынок и его участников. Внедрение изменений направлено исключительно на предотвращение и мониторинг разного рода злоупотреблений, чтобы конечный потребитель понимал, что цена является релевантной, и это должно увеличить доверие стейкхолдеров к торгам на организованных рынках.
Важным фактором эффективности REMIT станет надлежащее взаимодействие между Национальной комиссией по тарифам, Антимонопольным комитетом и Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку во избежание дублирования полномочий и избежание наложения штрафов за одно и то же нарушение.
Биржа согласно Меморандуму о взаимопонимании и сотрудничестве уже отчитывается НКРЭКУ по направлениям “Электрическая энергия” и “Природный газ” с 2021 г. В связи с дальнейшим внедрением REMIT система отчетности будет усовершенствована, а перечень информации, о которой отчитывается, расширен.
При этом уже отлажен специальный защищенный канал для предстоящей передачи данных между УЭБ и Регулятором. Биржа разрабатывает систему для отчетности данных по торговым системам и предоставление ее в соответствии с установленными требованиями.
Внедрение REMIT не означает, что до этого рынок функционировал, допустим, неконтролируемо, а сейчас все изменится.
На рынке газа и электроэнергии уже функционирует профильное законодательство, сейчас происходит его детализация в соответствии с европейскими требованиями и обязательствами, взятыми Украиной перед Европейским сообществом.
Несмотря на то, что именно порядок отчетности именно в соответствии с REMIT еще не введен, соответствующие правки в профильное законодательство действуют с начала их принятия осенью прошлого года. То есть, любые злоупотребления должны рассматриваться в соответствии с уже действующим ранее законодательством и, дополнительно, недавно введенными изменениями в отношении REMIT.
К примеру, Регулятор сообщил, что рассматривает недавние ценовые колебания на РДН в контексте признаков манипулирования. Как Оператор рынка, так и УЭБ постоянно сотрудничают с Регулятором в части мониторинга злоупотреблений на рынке электроэнергии в соответствии с существующим нормативным полем.
В общем, внимание Регулятора должны привлекать распространение инсайдерской информации, распространение информации, дающей обманчивые сигналы относительно спроса/предложения, формирование цен на искусственном уровне и т. д. При этом карается как попытка манипулирования, так и собственное манипулирование.
В заключение следует отметить, что четкость и прозрачность формулировок терминов во всем процессе внедрения REMIT в Украине обеспечивает отсутствие субъективного принятия решений Регулятором и доверие как отечественных компаний, так и иностранных, что сейчас особенно важно.
Для иностранных компаний это должно быть сигналом, что понятное и уже продолжительное время действующее в Европе регулирование распространяется территориально на еще один рынок, не усложняя деятельность на нем.
Ведь в большей степени иностранцы с осторожностью воспринимают Украину как государство, в котором нормативное поле может меняться грубо говоря “за ночь”. Мы должны дать сигнал всем действующим здесь компаниям и продолжат действовать понятные для них европейские правила.
Со своей стороны, мы открыты к сотрудничеству с нашими клиентами, НКРЭКУ и регулятором бирж НКЦБФР по мониторингу на пути построения более устойчивого и прозрачного рынка. (Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)