Несмотря на военные вызовы, Украина без значительных проблем близится к завершению отопительного сезона 2023/2024. Улучшалась ситуация с запасами угля, газа тоже хватает. Играет на руку украинской энергетике и теплая погода, но риски все же остаются.
Кремль понял, что погрузить украинцев во тьму целыми регионами не получится. Россия продолжает атаковать тепловые станции, шахты и линии электропередач, однако теперь действует точечно.
Россияне меняют тактику атак на энергетику Украины. В этом уверены в украинском правительстве.
Разница между предыдущим и нынешним отопительными сезонами очевидна. Осень 2022 г. запомнилась массированными атаками по критически важным объектам и, как следствие, длительным отключением света: при свечах приходилось порой сидеть несколько суток подряд. В этом сезоне ситуация иная: российские ракетные атаки по Украине были не столь мощными, прежде всего из-за существенного усиления нашей противовоздушной обороны. Поэтому массовых отключений населения от электроснабжения не было. Хотя перед началом отопительного сезона готовиться к такому варианту событий украинцев неоднократно призывало правительство. Еще одна тенденция этого отопительного сезона – атаки “шахедов” на объекты инфраструктуры фактически каждую ночь.
Цель россиян остается неизменной – нанести Украине максимум ущерба. Меняются цели: если в 2022 г. Россия стремилась погрузить всю Украину во тьму, то теперь действует точечно.
“Недавние нападения на наш энергетический сектор показали, что россияне сейчас имеют другую цель. Если в прошлом году они пытались заморозить миллионы украинцев зимой, то в этот раз пытаются разрушить нашу экономику. Они пытаются отключить от энергосистемы наши ключевые промышленные регионы”, – заявил вице-премьер-министр по восстановлению Александр Кубраков.
Вицепремьер-министр по восстановлению Украины, министр развития общин, территорий и инфраструктуры Украины Александр Кубраков во время форума в Киеве, 25 февраля 2024 г.
За последние недели возросло также количество воздушных тревог из-за угрозы применения баллистического вооружения. И в большинстве своем объявляют ее именно для промышленно развитых регионов Украины. Объяснение здесь максимально простое – эти области на востоке и в центре страны попадают в зону поражения баллистики. И россияне не упускают возможности воспользоваться этим.
Есть угроза, но она может и не сопровождаться ударом. Есть информация, что враг может использовать такое вооружение, это не только баллистика, но и С-300, поэтому такие предупреждения и участились. Мы видим это даже по тем ударам, которые противник стал применять в канун нового года. Там тоже в статистике больше баллистики. Враг постарается уничтожить энергетику. Конечно, нет такой концентрации ударов, как было в 2022-2023 гг., но сейчас атаки тоже есть”, – констатировал представитель Воздушных сил Юрий Игнат.
Какие регионы в наибольшей опасности?
Очевидно, что под непрерывными атаками остаются прифронтовые области. И объекты энергетики важны для россиян целями. К примеру, тепловые электростанции. Во время атаки на одну ТЭС пострадали девять энергетиков. Где именно находится объект, не сообщают, отметили лишь, что речь идет о прифронтовом регионе.
“Четверо наших коллег госпитализированы с травмами разной тяжести. Еще пятеро получили контузии. С начала этого отопительного сезона теплоэлектростанции ДТЭК были обстреляны врагом около 40 раз”, – информировала компания ДТЭК.
Предположение правительства об изменении врагом тактики подтверждает атака на тепловую электростанцию на Днепропетровщине, где из-за российских обстрелов произошел масштабный пожар. Россияне запустили по объекту несколько беспилотников за один раз. Эта ТЭС является одной из самых больших в Украине.
“При осмотре обнаружено существенное повреждение оборудования. Энергоблоки отключились, станция разгрузилась и прекратила производство электроэнергии. Также отключилась воздушная линия электропередачи, что привело к краткосрочным перебоям с электроснабжением для потребителей”, – сообщило Министерство энергетики Украины.
Впрочем, к значительным и длительным отключениям электроэнергии этот обстрел не привел. Скажем, поставки электричества в Днепре возобновили в тот же день.
Именно Днепропетровщину враг теперь атакует особенно часто, констатировали в Укрэнерго. За последние недели россияне обстреляли две тепловые станции в этой области. В компании-операторе сетей отметили: несмотря на это, в этом отопительном сезоне графики отключения потребителей от электроснабжения не приходилось применять.
“Изменение тактики россиян в атаке на энергетику вполне возможно. Мы видим, что при последних атаках повреждены и многочисленные линии электропередач. Россияне поняли вот какой момент: важнейшие объекты, они расположены в крупных городах, защищенных ПВО. Удары прямо по ним могут быть неэффективными. Однако если бить по окрестностям этого города или по району или области, то из этого можно иметь не такой глобальный эффект с массовым отключением, но ущерб будет”, – отметил военно-политический обозреватель группы “Информационное сопротивление” Александр Коваленко.
Зима на финише: что с запасами газа и угля?
В отопительный сезон Украина заходила не без проблем. Особенно беспокоили запасы угля. По плановому графику накопления, утвержденного Кабинетом Министров, не успевали. В основном упреки летели в сторону государственной компании “Центрэнерго”. Но уже в феврале компания отчиталась: ситуация под контролем, запасы угля увеличили втрое, если сравнивать с отопительным сезоном 2023 года. По данным Центра Разумкова, сейчас страна накопила более 900 тысяч тонн.
Кто там кричал, писал, не верил, что отопительный сезон мы пройдем с углем?! Отчитываемся: склады заполнены углем по саму крышу, ТЭС сжигают меньше, чем пополняем, и оно все едет и едет! Причем львиная доля – из государственных шахт! Работают, родные!” – сообщила пресс-служба Центрэнерго.
Частные же компании возлагались, в частности, на импорт угля. Его на собственные ТЭС завозили в основном из Польши, всего 400 тыс. тонн.
“До окончания отопительного сезона еще более двух месяцев. С одной стороны, максимизируем добычу на шахтах. Для нас это приоритет. В январе ввели две новые угольные лавы, в феврале планируем еще три. Кроме того, накапливаем дополнительный запас прочности из импортного топлива. Уже доставили 2/3 от запланированного, снабжение продолжаем”, – рассказал генеральный директор ДТЭК Энерго Ильдар Салеев.
Показатели запасов угля на складах мониторит Министерство энергетики. Причем это касается как государственных, так и частных компаний. Если возникают проблемы, то в процесс вовлекается Нацкомиссия по регулированию рынка компуслуг (НКРЭКУ). Регулятор объяснил: угроз для последних месяцев отопительного сезона нет, для работы тепловых станций топлива достаточно. Нарушений комиссия в новом году не зафиксировала.
“Генерация работает сбалансированно. Да, могут возникать, скажем так, непрогнозируемые ситуации. А именно – ракетно-бомбовые удары. Мы видим, что в последнее время россияне избивают не только подстанции, они атакуют и железнодорожные узлы на востоке Украины. Они также бьют по предприятиям, добывающим уголь”, – отметила член Нацкомиссии по регулированию рынка компуслуг (НКРЭКУ) Ольга Бабий.
С запасами газа в подземных хранилищах еще в начале отопительного сезона у Украины было гораздо лучше, чем с углем. Государству удалось отказаться от импорта голубого топлива, хотя в январе сжигали газ на тепловых станциях. Тогда на голубом топливе электроэнергию производили не менее шести блоков ТЭС. Однако критического влияния на общие запасы это не оказало.
“В подземных хранилищах сейчас более 8.5 млрд. кубометров газа. Правда, от этой цифры надо отнять буферный газ и топливо, принадлежащее нерезидентам. В конце концов этого газа будет достаточно. Немаловажен фактор погоды. Если весна будет затяжной, то может потребоваться еще докупить 500 млн. кубометров. Но это теоретически, не факт, что он нам понадобится”, – объяснил директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко.
Даже если Украина и потребует докупить газ за границей, то проблемы это не создаст. Топливо на европейском рынке значительно подешевело. Цена достигла летнего минимума. В феврале прошлого года такую ситуацию не представлялось. Если сравнивать нынешние цены с предыдущей зимой, стоимость газа упала на половину.
Мы полностью держим систему. Есть все ресурсы для этого – как газа, угля и запасов ядерного топлива, так и в подготовке генерации и объектов передачи. Поэтому мы стабильно проходим отопительный сезон”, – подытожил министр энергетики Украины Герман Галущенко.
Последние недели отопительного сезона: есть ли риски?
Но достаточные запасы, скажем, газа еще не все, нужно поддерживать должное давление в подземных хранилищах. От этого зависит, какой объем топлива страна сможет выдавать на гора ежедневно. Особенно высоки риски при сильных морозах. Но их в ближайшие недели синоптики не прогнозируют.
Теплая зимняя погода очень способствует Украине. Потребление угля и газа, соответственно и электроэнергии, снижается. Время от времени Министерство энергетики сообщает, что у страны есть в резерве блоки ТЭС – это довольно нетипичная ситуация последних двух военных зим.
“В работе находятся 18 блоков ТЭС и ТЭЦ. Девять энергоблоков АЭС работают в энергосистеме Украины. Производство электроэнергии украинскими гидроэлектростанциями значительно превышает прогнозные объемы в связи с прохождением тало-дождевого паводка. Потребление газа в Украине в феврале 2024-го ниже уровня прошлого года на 11%: погодный фактор и потребление для генерации”, – рассказала эксминистр энергетики Ольга Буславец.
Февраль ознаменовался для Украины еще одной важной новостью: государство сумело возобновить продажу электроэнергии за границу. Оживает торговля как минимум с четырьмя странами: Словакией, Польшей, Румынией и Молдовой.
В феврале энергетики зафиксировали постоянную тенденцию: экспорт электроэнергии превышает импорт. Хотя еще недавно ситуация была обратной. В прошлом году доходы от продажи электроэнергии в соседние страны сократились в шесть раз, если сравнивать с 2022 годом.
“Я не вижу здесь неожиданности. После синхронизации нашей энергосистемы с европейской это нормальное явление, которое будет развиваться. Эти объемы будут наращиваться: и экспорт, и импорт. Это как переток электроэнергии, которые то увеличиваются, то уменьшаются, в зависимости от ситуации на рынке или от потребностей в то или иное время. Прибыль мала, потому что это не долгосрочные контакты с крупными потребителями Европы. Тогда можно было бы говорить о каком-то большом доходе. И поступление этих доходов не является стабильным. Возникает избыток в системе, так вот мы и продаем эту электроэнергию”, – объяснил энергетический специалист Научно-технического центра “Психея” Геннадий Рябцев. (Сергей Барбу, корреспондент “5 канала”, lb.ua/Энергетика Украины и мира)