Украине необходима новая стратегия, алгоритмы реализации и консолидация профессионалов для восстановления энергетики
Александр Голиздра, эксперт аналитически-коммуникационного агентства “Маркет.Инфо”:
За последний месяц Украина потеряла 7 ГВт мощностей генерации электроэнергии (40-45% установленной мощности системы, авт.). Об этом заявил Министр энергетики Украины Герман Галущенко, добавив, что следующая зима будет вызовом.
О способах, как можно было бы быстро увеличить генерацию в Украине, по словам министра, говорилось на заседании министров энергетики Евросоюза в начале этой недели. Однако для восстановления объемов генерации следует немедленно изменять как энергетическую стратегию, так и механизмы ее реализации.
ЭнергоСтратегия: децентрализация, государственная энергополитика и стимулирование распределенной генерации
После нескольких волн разрушения тепловой и гидрогенерации, последовавших после 22 марта, все эксперты в сфере энергетики однозначно высказались за развитие распределенной генерации – как малой, так и средней. И почти единодушно за нецелесообразность восстановления угольных блоков, особенно на крайнем Востоке страны. Вполне логичная и правильная мысль.
Однако следует добавить, что на уровне высшего руководства государства должна быть принята соответствующая стратегия – не документ на сотню страниц, как Энергетическая стратегия Украины до 2050 г., а среднесрочные приоритеты и инструменты государственной политики, которые будут направлены на ее реализацию. Документ должен принять СНБО и президент.
Государственная Стратегия (и ее политики) должна включать виды генерации, которые необходимо построить (когенерационные установки, в т. ч. газопоршневые, биогазовые станции, СЭС и ВЭС). Акцент делать необходимо, прежде всего, на станциях, которые будут маневровыми – ведь поврежденные и уничтоженные ТЭС выполняли в энергосистеме именно эту функцию балансировки.
И главное это должно быть распределенное поколение, о котором так много говорят сегодня в энергетическом сообществе – это станции, максимально приближенные к потребителям, с установленной электрической мощностью до 15-150 МВт (в крупных городах до 500 МВт) и модульные котельные с когенерацией мощностью 20-40 МВт. Кстати их КПД – 70-80%, что в 2 раза превышает разрушенные ТЭС.
Особое внимание должно быть уделено развитию Smartgrids (в т. ч. Microgrids), обеспечивающим энергетическую устойчивость конкретных общин. Когда даже при повреждении магистральных сетей “Укрэнерго” общины с помощью распределенной генерации вполне могут питаться электричеством автономно.
Создание условий для финансирования проектов распределенной генерации и Smartgrid – одна из главных задач государства – это и средства международных доноров в конкретные проекты, и привлечение инвестиций, и стимулирование местных общин, и мотивации для населения – установление ВИЭ в домохозяйствах и развитие энергетических кооперативов.
Кстати – первый в Украине пилотный проект по внедрению Smartgrids уже разработан за финансирование Правительства Литвы на одном из участков “Николаевоблэнерго” и, по словам главы ОСР Вадима Данилкива, в процессе фандрайзинга.
То же касается и крупного и среднего бизнеса, который может построить себе собственные генерирующие мощности – и многие так уж делают – МХП, Группа NOVA и т.д.
Что касается реализации политики – она происходит именно “на земле”, в общинах. Поэтому здесь необходимо немедленно создавать отделы (или привлекать специалиста) по энергоменеджменту, которые бы занимались конкретными проектами. И стартовать такие проекты – установка газопоршневых (10 кВт-10 МВт) и газотурбинных (от 50 КВт до 500 МВт) установок, создание локальных биоэнергетических кластеров, установка солнечных панелей и т.д.
Кстати, во многих общинах этим реально занимаются – когенерация устанавливается в “Николаевоблетеплоэнерго” и “Черкассытеплокоммунэнерго”, энергетический кооператив создается в Долинской территориальной общине, станции на биомассе и СЭС активно строят в Житомире, “Экоклуб” активно за счет международных доноров устанавливает 14 общин, в т. ч. на водоканалах Рогатина, Миргорода, Богуслава, Ровно.
Однако – необходим системный подход, который охватил бы всю Украину. Для этого, по моему мнению, необходимо изменить алгоритмы управления в энергетике.
Централизовать “децентрализацию” и консолидироваться
В том, что в электроэнергетике ситуация сверхкритическая сомнений ни у кого из экспертов, участников рынка и должностных лиц нет. В приоритетах строительства нового распределенного поколения тоже мнения сходятся.
А вот относительно сохранения/изменения существующей модели decisions making согласия не имеет. Одни говорят о необходимости “новых лиц”, другие – о создании штаба, третьи – за национализацию всей энергетики, четвертые – о возвращении к “старой” модели энергорынка.
На мой взгляд, доля рацио есть на каждом подходе. Объясню, предложив 7 шагов к энергетической несокрушимости Украины.
Во-первых, нужно усилить вертикаль принятия решений в энергетике. Действительно – центр принятия решений сейчас, во время военного положения – это объективно Банковая, но исполнитель должен быть единственным – например, вице-премьер, который одновременно может быть и министром энергетики, а может и нет – но он должен контролировать и “Укрэнерго”, и Минэнерго, и “Укргидроэнерго”, и “Энергоатом”, и “Госэнергонадзор”, и государственные активы в области энергетического машиностроения и т. д.
И так нужно создать Экспертный совет при вице-премьере и пригласить туда представителей всех политико-экономических “лагерей” – чтобы решения учитывали эффекты “мозговых штурмов” и синергию профессионалов. А также, что немаловажно, их ресурсную базу, экспертный и технический опыт.
Во-вторых, нужно усилить государственный контроль в энергетике. Первые шаги уже сделаны – имею в виду выстраивание системы корпоративного управления (“Украинские распределительные сети”, что недавно усилило контроль за государственными облэнерго по словам ее главы Артема Мартынюка, частично – “Энергоатом”, “Укргидроэнерго”, где давно прозрачная НР).
И так, следует экстра быстро национализировать активы VS Energy и Svarog, потому что промедление с этим уже вызывает как недовольство участников рынка, так и предположение о коррупционной составляющей на фоне угрозы слива информации подконтрольных им облов к агрессору.
В третьих – действительно контроль над реализацией плана действий, составленного на основе стратегии, должен осуществлять Ставка, и лично Президент и вице-премьер по энергетике должен в нее входить. И должны быть конкретны как задачи, так и KPI с ответственностью.
В-четвертых – необходимо решить проблему взаимных долгов на рынке – уже через несколько недель истекает срок, предоставленный на это Президентом (имею в виду конкретные механизмы). И в том числе перед ВИЭ – потому что долги перед ними сдерживают развитие СЭС, ВЭС, биоэнергетики.
А вот возврат модели “старого” рынка кардинально ситуацию уже не исправит, точка “невозврата” по откату назад пройдена, и может только усугубить ситуацию.
В-пятых – методическая, информационно-консультативная помощь общинам, повышение их профессионального уровня, помощь с финансированием (доноры, кредиты госбанков, в т.ч. включение развития объектов распределенной генерации в Программу 5-7-9) при жестком фокусировке на действительно эффективных проектах и таком же жестком контроле.
В-шестых, внедрение модели проблемно-обусловленной итерационной адаптации для перестройки энергосистемы – что значительно повысит способность как властной вертикали, так и общин .
В-седьмых – необходимо весь процесс принятия тех или иных решений делать прозрачным и публичным – не с помощью пресс-релизов на 3 строчки, а, выходя в медиа, к stakeholders, даже к общинам – обосновывать решения. А еще более эффективно – советоваться со stakeholders, желательно преимущественно публично!
Но даже все это не приведет к ожидаемому результату – энергетической способности Украины и устойчивости. Не приведет, если все stakeholders – участники рынка, чиновники, бенефициары энергобизнесов, эксперты, референтные группы (СМИ, отраслевые ассоциации) и т.п. – не консолидируются.
То есть не прекратят политико-экономические конкурентные соревнования ради Энергетической Несокрушимости как пути к Победе. Потому что, к сожалению, 2 шанса на Государственность и Суверенитет Украина за последние 400 лет уже потеряла (в середине 17 в. и во время освободительной борьбы 1917-1921 гг.), и именно по причине отсутствия консолидации элит. (Epravda.com.ua)