Потеряв европейский рынок газа и не дождавшись нового контракта на поставки в Китай, “Газпром” продолжает сокращать добычу и замораживать скважины на месторождениях.
По итогам 2023 г. добыча газа группой “Газпром” составила 359 млрд. кубометров, отчиталась компания в годовом отчете, опубликованном в понедельник.
По сравнению с 2022 г. “Газпром” потерял еще 13% добычи, или 53,9 млрд. кубометров, а относительно довоенного 2021-го – 30% добычи, или 156 млрд. кубометров. Результат компании прошлого года стал худшим за 34 года, прошедших с того момента, как в “Газпром” было преобразовано министерство газовой промышленности СССР.
Из руин Советского союза “Газпром” вынес больше 600 млрд. кубометров ежегодной добычи газа. К началу 2000-х его это было уже 520 млрд. кубов в год, в 2012-м добыча упала ниже 500 млрд., а после аннексии Крыма – до 420 млрд.
В последующие годы “Газпром” наращивал производство и поднял его до 515 млрд. кубометров в 2021 году. Но вторжение в Украину и неудачная попытка “заморозить Европу” поставили крест на компании, оперирующей самыми большими в мире доказанными запасами газа.
Отключив газ большинству европейских клиентов, “Газпром” лишился рынка сбыта, связи с которым выстраивались больше чем полвека. В прошлом году он продал в дальнее зарубежье лишь 69 млрд. кубометров газа – минимальный объем с 1985 года. А поставки в Европу сжались до 28 млрд. кубов – уровня второй половины 1970-х годов.
Впервые с конца 1990х “Газпром” завершил год с чистым убытком по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), а его размер – 629 млрд. рублей – стал рекордным за всю историю компании. Кремль надеется на Китай, предлагая тому в 5 раз увеличить закупки газа и построить новый трубопровод – “Сила Сибири-2” в дополнение к первой ветке, заработавшей в 2019 г. Но Пекин медлит, ожидая от России новых скидок на газ, который уже обходится китайским покупателям на 46% дешевле, чем европейским странам и Турции. По итогам состоявшегося в мае государственного визита Путина в Пекин сдвинуть проект с мертвой точки не удалось. Председатель КНР Си Цзиньпин ни разу не упомянул российский газ в официальных заявлениях. (The Moscow Times)