Такой вывод можно сделать на основе данных МАГАТЭ, согласно которым в мире в целом к июню 2024 г. действовало 416 реакторов общей “чистой” мощностью 374,7 гигаватта (ГВт), из них 151,2 ГВт приходилось на 162 энергоблока атомных электростанций со сроком эксплуатации от 37 до 44 лет.
Большинство реакторов с длительным сроком эксплуатации приходится на Японию, а также страны Европы и Северной Америки, где большинство действующих энергоблоков были введены в строй еще в 1980-е гг. Так, в Японии из 12-ти реакторов, осуществлявших к июню 2024 г. регулярную выработку электроэнергии, 7 были подключены к сети еще до 1988 г.; в США насчитывалось 82 таких реактора (из 94-х), а во Франции – 44 из 56-ти. Неслучайно в Японии в прошлом году Кабинет министров увеличил предельный срок эксплуатации атомных электростанций с 40 до 60 лет с условием, что по достижении 30-летнего срока операторы АЭС должны будут каждые 10 лет получать разрешение на пролонгацию. При этом регуляторы будут учитывать продолжительность работы в автономном режиме, который необходим для проведения инспекций.
Высокая доля АЭС с длительным сроком эксплуатации также связана с торможением темпов ввода новых энергоблоков. Например, в США в период с 2000 по 2024 гг. было введено в строй лишь три новых реактора: второй энергоблок АЭС “Уоттс-Бар” в штате Теннесси, а также третий и четвертый энергоблоки АЭС “Вогтль” в штате Джорджия. В Японии после 2000 г. было подключено к сети лишь пять реакторов общей “чистой” мощностью 5,2 ГВт, каждый из которых прекратил регуляторную выработку электроэнергии после аварии на АЭС “Фукусима-1”.
Речь идет о третьем энергоблоке АЭС “Томари”, втором энергоблоке АЭС “Сика”, первом энергоблоке АЭС “Хигасидори”, пятом энергоблоке АЭС “Хамаока” и третьем энергоблоке АЭС “Онагава”. Наконец, во Франции последний из действующих реакторов – второй энергоблок АЭС “Сиво” был подключен к сети еще в декабре 1999 г.
Торможение темпов ввода новых АЭС вызвано ростом конкуренции со стороны других низкоуглеродных источников. По данным Ember, общая мощность ветровых и солнечных генераторов в странах ОЭСР, к числу которых относятся, в основном, развитые экономики Европы, Северной Америки и Восточной Азии, увеличилась с 17 ГВт в 2000 г. до 1060 ГВт в 2023 г., а их доля в структуре электрогенерации – с 0,3% до 17,4% соответственно. Впрочем, масштабный ввод ВИЭ и растущая необходимость в балансировке энергосистем в часы пасмурной и безветренной погоды обеспечили рост инвестиций в строительство АЭС, которые являются никзоуглеродным источником энергии, не зависящим от погодных условий.
Капитальные затраты на сооружение атомных реакторов в странах ОЭСР выросли c $20 млрд. в 2019 г. до $34 млрд. в 2023 г. Сюда относится не только АЭС “Аккую”, первая атомная электростанция в истории Турции, но и новые реакторы в США, Франции и Великобритании, которые либо были введены в строй в последние годы (третий и четвертый энергоблоки АЭС “Вогтль”), либо будут подключены к сети в ближайшем будущем (третий энергоблок АЭС “Фламанвиль” в Нижней Нормандии, два новых энергоблока проекта “Хинкли-Пойнт” в графстве Сомерсет). (Globalenergyprize.org)