Топливный рынок России столкнулся с нехваткой бензина Аи-95 после серии ударов Украины по нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ), из-за которых выпуск топлива в стране упал до минимума за два года.
Дефицит Аи-95 на биржевых торгах топливом приобрел хронический характер, рассказали Reuters трейдеры и участники рынка. Из-за нехватки оптовых партий цены на бензин стремительно растут и в конце прошлой недели приблизились к рекордам топливного кризиса минувшей осенью.
На санкт-петербургской товарно-сырьевой бирже котировки “Премиум 95” 19 июля достигли 73 605 руб. за тонну, а с начала лета взлетели на 44%, или 22,5 тыс. руб.
“Пятого” просто не хватает на всех”, – жалуется один из трейдеров. По его словам, на рынке возник “ажиотаж”, потому что в скором времени начнутся осенние ремонты на НПЗ, и дефицит может усугубиться.
По словам источников Reuters, у нефтезаводов сейчас нет свободных объемов, которые можно было бы направить на рынок, чтобы сбить цены.
По данным Bloomberg, объемы переработки нефти в России в июне стали самыми низкими с 2022 г. после того, как в конце мая остановились два больших НПЗ “Роснефти”: Туапсинский и Комсомольский. Первый из них во второй раз с начала года подвергся атакам украинских дронов, из-за которых уже останавливал производство зимой. Тогда на восстановление завода от пожара ушло более трех месяцев.
Всего в июне простаивало 15,5% мощностей российских НПЗ, или 4,1 млн. тонн – вдвое больше, чем в мае, подсчитал Reuters. Официальная оперативная статистика по выпуску НПЗ с конца мая засекречена: Минэнерго РФ прекратили предоставлять еженедельные данные в Росстат, ссылаясь на “геополитическую ситуацию” и защитить рынок от угрозы “манипуляций”.
Источники Reuters связывают дефицит Аи-95 еще и с тем, что спрос на него заметно вырос в последние годы, а НПЗ, отрезанные санкциями от иностранных технологий, оказались не готовы нарастить его выпуск.
“Несколько лет назад на литр пятого продавали три литра второго. Теперь соотношение два к трем даже на заправках в глухих районах области. АЗС на трассах в сторону Москвы поровну вторую и пятую, летом пятого даже больше могут продавать”, – рассказал владелец сети АЗС в центральном ФО.
Технические специалисты обращают внимание на то, что невозможно безболезненно нарастить выпуск АИ-95 вместо АИ-92. “В этом случае выпуск Аи-92 сократится больше, чем прибавится Аи-95, – объясняет технолог одного из НПЗ. – При постоянном наборе бензиновых компонентов общий выпуск автобензина снижается с увеличением доли продукта с более высоким октаном”.
Происходящее в российской отрасли нефтепереработки” – это отложенный эффект санкций, считает независимый нефтегазовый эксперт Кирилл Родинонов. Хорошего решения у власти нет, считает он: нарастить выпуск не получится, пока действуют санкции на ввоз оборудования для НПЗ и продолжаются атаки дронов. (Enkorr)