Как изменился рынок электроэнергии после отмены “зеленого” тарифа и что будет дальше?
Александр Коваленко, генеральный директор «Украинской энергетической биржи»:
Радикальная перестройка энергосистемы ЕС происходит прямо на глазах. Там давно декларируют планы по увеличению доли генерации электроэнергии из возобновляемых источников энергии (ВИЭ) до 42,5%.
План рассчитывают воплотить до 2030 г., есть основания полагать, что целевой показатель перевыполнят. Обновленные правила рынка электроэнергии ЕС позволяют избавиться от зависимости от ископаемого топлива на пути к безуглеродной экономике.
Недавно Еврокомиссия одобрила государственную помощь (state aid) для предприятий, пострадавших от войны в Украине. Помощь связана с переходом к экономике “чистого нуля” и нацелена на поддержку “зеленой” трансформации промышленности.
Украина тоже делает большую ставку на развитие “зеленой” энергетики. Это в сочетании с системами накопления энергии позволит полностью перестроить структуру энергетического рынка и избавиться от дефицита в энергосистеме.
В 2030 г. доля ВИЭ должна составлять не менее 25% в энергобалансе. Однако любой инвестор нуждается в том, чтобы его инвестиция была прибыльной.
Принятый в 2023 г. закон №3220-IX внес изменения в правила рынка “зеленой” энергетики. Законодатель существенно изменил правила игры для производителей ВИЭ. Наконец-то заканчивается эпоха “зеленого” тарифа как механизма поддержки ВИЭ.
В государстве должны развиваться аукционы поддержки новых коммерческих объектов ВИЭ, механизмы рыночной премии (feed -in-premium), контракты на разницу цен, стимулирование по принципу самопроизводства (net billing).
Дополнительный элемент поддержки и мотивации развития “зеленой” энергетики, также предусмотренный указанным законом и успешно работающий в ЕС, создав отдельный сегмент рынка – это торговля гарантиями происхождения энергии (GOs).
Хотя этот механизм был предусмотрен другим законодательством еще с 2013 г., реальные предпосылки функционирования рынка заложены только сейчас.
Упомянутый закон определил понятие “гарантия происхождения”. Это электронный документ, подтверждающий происхождение энергии именно из ВИЭ. Полгода назад это движение получило следующий шаг: Кабмин утвердил постановление №227, которым прописал механизмы торговли GOs из возобновляемых газов.
Если простыми словами, то теперь производство возобновляемой энергии будет подтверждаться из-за гарантий происхождения. Их производитель получит за фактически производимую и поданную им в сеть возобновляемую энергию.
Каждый производитель, за исключением тех, кто получил поддержку и уже находится в балансирующей группе Гарантированного покупателя, имеет выбор: осуществлять эмиссию гарантий происхождения или нет. Это существенный механизм поддержки: даже в часы минимальной суточной цены производитель будет получать GOs, которые затем сможет продать отдельно.
Торговля гарантиями происхождения может производиться по двусторонним договорам или на энергетических биржах, вместе с энергией или отдельно от нее. Мы, Украинская энергетическая биржа (УЭБ) уже начали готовиться к этому.
Мы разрабатываем собственное системное решение о продаже гарантий происхождения электроэнергии и возобновляемых газов. Основным продавцом гарантий происхождения будет ГП “Гарантированный покупатель”, однако законодательство позволяет производителям выходить из балансирующей группы “Гарантированного покупателя”.
Некоторые производители уже воспользовались такой возможностью и самостоятельно продают электричество на прозрачном рынке с использованием конкурентных механизмов. Это позволит получать справедливую рыночную цену и своевременную оплату.
Три четверти ветроэнергетики Украины перешли на работу в рынок, а доля ветровой энергетики составляет 20% в общем балансе ВИЭ Украины.
УЕБ уже предоставляет возможность производителям, не входящим в состав балансирующей группы “Гарантированного покупателя”, реализовывать электроэнергию на торгах в режиме одностороннего или двустороннего аукциона, обеспечивая большую конкуренцию по сравнению с заключением внебиржевых договоров.
Открытость торгов даст импульс закупкам “зеленой” электроэнергии поставщиками, а конечным потребителем может быть даже любой украинский город. Крупные корпорации и компании могут быть заинтересованы в инвестировании в страну, где существуют системы сертификации экологически чистой энергии.
Также производители смогут продавать GOs на рыночных началах на бирже, кроме некоторых исключений. Однако торговля GOs не может происходить без реестра, который будет администрироваться НКРЭКУ как орган, ответственный за выдачу, обращение и погашение GОs, а также за ведение реестра объектов электроэнергетики и электроустановок потребителей, использующих ВИЭ для производства электрической энергии.
Сейчас НКРЭКУ внедряет специфическое программное обеспечение, предложенное компанией Grexe. Ранее анонсировалось, что дата начала полноценного функционирования реестра – конец августа 2024 г. То есть буквально на днях.
“Зеленая” электроэнергия имеет свою дополнительную более высокую стоимость, потому что за нее готовы платить более высокую цену социально сознательные потребители. Для компаний, которые руководствуются стандартами ESG (environmental, social, governance – окружающая среда, социальная сфера, корпоративное управление) и ведут свой бизнес с заботой об экологии, важно их позиционирование как потребителей чистой энергии.
Самые влиятельные компании мира, такие как Apple, BMW Group, CHANEL, eBay, которые до 2050 г. намерены на 100% использовать электроэнергию, производимую из возобновляемых источников, объединились в инициативу корпоративного лидерства RE100 и покупают множество GOs по всей Европе. На графике ниже можно отследить рост корпоративного спроса на GO в Европе.
Поскольку на европейском рынке спрос на “зеленую” энергию превышает предложение, возможность торговли вне национального рынка даст стимул для развития генерирующих мощностей. Значит ли это, что в Украине скоро появится новый рынок, профинансирующий “зеленый” переход Украины и развитие ВИЭ?
Кроме социального сознания, более высокая цена на “зеленую” электроэнергию в ЕС продиктована еще и наличием поощрений, стимулирующих потреблять энергию из ВИЭ. Для борющихся за выживание украинцев и украинского бизнеса пока не стоят вопросы возможности обеспечения потребностей высшего уровня пирамиды Маслоу.
В действующих правовых реалиях GOs, изданных в Украине, могут быть признаны в Евросоюзе только на основании международных договоров. То есть они будут иметь ограниченное обращение по сравнению с ЕС, что уменьшает потенциал развития отрасли.
Закон №3220-IХ возлагает на НКРЭКУ задачу обеспечить полноценную интеграцию реестра гарантий происхождения электроэнергии с реестрами стран Энергетического сообщества. Однако даже когда украинский реестр заработает, ожидать высокого спроса или эквивалентных ЕС цен на GOs не следует.
Дело в так называемых технических критериях Евросоюза, которыми запрещается использование GOs от предприятий, эксплуатируемых 15 и более лет.
Таким образом, чтобы Украина смогла пользоваться преимуществами GOs, нужно пройти нелегкий и некороткий путь. Об этом нужно откровенно говорить, прежде чем заниматься пиаром историй о будущем успехе концепции GOs в Украине.
Однако побороться есть за что. Текущее понимание состоит в том, что Европейская комиссия позволит признавать GO, происходящие из стран с уровнем регулирования, подобным евросоюзовскому. Выходом является подписание Украиной и ЕС международного договора о взаимном признании гарантий происхождения. (Epravda.com.ua)