Российские нефтяные компании продолжают увеличивать скидки на нефть для Индии, чтобы продать партии, от которых НПЗ отказывались из-за санкций администрации Дональда Трампа. Некоторые грузы для Индии в последнее время уходили из российских портов за $22-25 за баррель, рассказал Financial Times бывший топ-менеджер одной из российских энергетических компаний.
По данным Министерства экономического развития России, средняя экспортная цена на сорт Urals в декабре опустилась до 39 долларов – минимума с пандемии. А в январе котировки просели еще чуть ниже – до $34-36 в середине месяца и $36-38 в конце. Скидки на российскую нефть превысили $25 за баррель, а на отдельные партии достигали почти $40 за баррель, следует из данных FT.
“Если США еще больше усилят санкции, единственный способ, которым мы сможем продавать нефть, – это по трубопроводу”, – сказал источник издания.
За исключением периода пандемии 2020 года по цене $22-25 за баррель Россия продавала нефть в 2003 году.
Индия все больше сокращает закупки сырья у России, диверсифицируя импорт. По подсчетам Bloomberg, среднесуточные поставки в индийские порты упали в декабре примерно до 1,2 млн. баррелей (минимум более трех лет), а за первые 25 дней января – до 1,12 млн. баррелей. В среднем закупки в прошлом году составили 1,8 млн. баррелей в сутки (баррель/день), сказал агентству министр нефти Индии Хардип Пури.
С 21 января вступил в силу запрет Евросоюза на поставку ему нефтепродуктов, произведенных из российской нефти. Индия раньше была крупным поставщиком такого топлива в ЕС. Пури спрогнозировал дальнейшее сокращение закупок у России.
У берегов Индии собрались многие танкеры с российской нефтью, которые не могут продать свои партии, поскольку местные порты их не принимают. С августа, когда США вдвое, до 50%, повысили пошлины для Индии, чтобы заставить ее отказаться от российской нефти, ее объем, находящийся на хранении в танкерах, вырос на 60 млн. баррелей, по данным Bloomberg.
Санкции пусть медленно, но приводят к накоплению бюджетных проблем, что усложняет поддержку фискальной стабильности, подрывает долгосрочный рост и устойчивость экономики, увеличивает риск макроэкономических дисбалансов.
“Эрозия нефтяной ренты означает, что каждый дополнительный рубль дохода теперь обходится дороже с точки зрения экономических затрат из-за снижения рентабельности предприятий, сокращения инвестиций и увеличения нагрузки на нефтяные отрасли”, – сказал FT Вахтанг Парцвания, профессор Кавказского университета.
Если текущие цены на российскую нефть и курс рубля сохранятся, бюджет не получит около 3 триллионов рублей нефтегазовых доходов, пишет FT со ссылкой на оценки Альфа-банка. В прошлом году сборы сырьевой ренты в казну упали на 24% до 8,4 трлн. руб., а в план на текущий год Министерство финансов заложило их рост до 8,9 трлн. (Enkorr)

