Вследствие аварии на Углегорской теплоэлектростанции приватизация “Центрэнерго” откладывается, заявил 4 апреля глава Минэнерго Эдуард Ставицкий. Это еще один актив наряду с “Донбассэнерго” и рядом шахт, с продажей которых государство решило повременить. Эксперты предупреждают, что цены на эти активы будут падать. Но сохранение генераций в госсобственности выгодно поставщикам нелегально добытого угля, добавляют они.
Министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий заявил о приостановке приватизации контрольного пакета акций “Центрэнерго” из-за аварии на Углегорской теплоэлектростанции (ТЭС; входит в состав компании). “Чтобы что-то продать, нужно, чтобы оно работало. Произошла форс-мажорная ситуация, поэтому только после того, как будет разработан план восстановления ТЭС, правительство примет дальнейшее решение”, – отметил министр.
Углегорская ТЭС – крупнейший энергогенерирующий актив в Донецкой области проектной мощностью 3600 МВт. На долю предприятия приходится 48% общей мощности “Центрэнерго”, в прошлом году ТЭС произвела 30% энергии всей генерации. 29 марта на ТЭС произошел пожар, уничтоживший четыре энергоблока, один человек погиб, пятеро госпитализированы.
Приватизировать “Центрэнерго” и еще один актив – “Донбассэнерго” – должны были в 2012 г. Но Фонд госимущества перенес конкурс из-за парламентских выборов, пообещав провести его до конца марта этого года. В минувшую среду глава Фонда госимущества Александр Рябченко сообщил, что продажа “Донбассэнерго” переносится на лето, не объяснив причины этого решения. В среду Кабинет министров опубликовал также распоряжение о переносе на 2014 г. корпоратизацию девяти украинских шахт. В Минэнерго объяснили это решение небывалым профицитом угля на внутреннем рынке.
Официально в Минэнерго решение не комментируют. Но один из чиновников министерства на правах анонимности отметил, что за счет переноса конкурсов в Кабмине рассчитывают выручить большую сумму от продажи активов. “Никто не купит за справедливую цену генерацию, у которой почти половина мощностей не действует. Нам проще вложить 200 млн. грн. и восстановить ТЭС, а потом продать актив по нормальной цене”, – отметил собеседник в министерстве.
Но инвесторы уверены, что в будущем эти активы будут дешеветь. “Износ основных фондов растет, а вкладывать в них дополнительные средства государство не спешит. Время играет на понижение цены активов”,- отметили источник в компании VS Energy (владеют десятью облэнерго). Старший аналитик Dragon Capital Денис Саква добавляет, что стоимость активов снижается также из-за того, что общее потребление электроэнергии в стране падает, а тарифы для населения не покрывают себестоимость ее производства.
Задержка с приватизацией выгодна компаниям, поставляющим уголь государственным энергогенерирующим компаниям, говорит директор Института энергетических стратегий Дмитрий Марунич. “Поставки угля из “копанок” государственным генерирующим компаниям давно стали прибыльным направлением бизнеса. Те, кто стоит за этими компаниями, вряд ли отдадут этот бизнес так просто”,- считает эксперт. В январе профсоюз работников угольной промышленности даже обратился к премьер-министру Николаю Азарову с требованием разобраться с нелегальной добычей угля. По словам главы профсоюза, народного депутата Виктора Турманова (Партия регионов), торговцы углем используют схемы легализации через государственные шахты и получают за этот уголь дотации из госбюджета. (Коммерсант-Украина/Энергетика Украины, СНГ, мира)