В 2009 г. в мире было выпущено около 18 млрд. л биодизельного топлива, из них в Евросоюзе – 10 млрд. (55-60% мирового выпуска), что на 17% больше, чем в 2008 г. В мировую тройку лидеров по данному показателю вошли США (2 млрд. л, на 600 млн. меньше, чем в 2008 г.) и Бразилия (1,5 млрд.); в АТР данный показатель находился на уровне 2 млрд.
В целом в 1992-2009 гг. в ЕС среднегодовые темпы прироста выпуска биодизельного топлива составили 16,6%, однако в последние несколько лет развитие европейской биотопливной промышленности замедлилось.
Производство биодизельного топлива в ЕС в 1992-2009 гг.
Производство, млн. т | Изменение к предыдущему году, % | Производство, млн. т | Изменение к предыдущему году, % | ||
1992 г. | 62 | … | 2001 г. | 1043 | 36 |
1993 г. | 90 | 45 | 2002 г. | 1199 | 15 |
1994 г. | 169 | 88 | 2003 г. | 1614 | 35 |
1995 г. | 315 | 87 | 2004 г. | 2177 | 35 |
1996 г. | 490 | 55 | 2005 г. | 3586 | 65 |
1997 г. | 535 | 9 | 2006 г. | 5507 | 54 |
1998 г. | 439 | -18 | 2007 г. | 6435 | 17 |
1999 г. | 529 | 21 | 2008 г. | 8733 | 36 |
2000 г. | 766 | 45 | 2009 г. | 10187 | 17 |
Источник: Биотопливная платформа ЕС.
Тем не менее в 2009 г. в ведущих экономиках Евросоюза, а также Австрии, Бельгии, Греции, Испании, Нидерландах, Польше и Финляндии данный сектор энергетики расширился весьма значительно.
На рынке объединенной Европы региональным производителям, несмотря на достаточно высокий уровень выплачиваемых субсидий, значительную конкуренцию составляет соевое топливо “В-99”, поставляемое из США на регулярной основе с 2007 г. и имеющее более низкую цену ввиду дешевизны исходного сырья. В 2009 г. Европейская комиссия рассмотрела соответствующую жалобу местных биодизельных компаний и приняла антидемпинговые меры, однако американское топливо продолжает поступать на европейский рынок через страны, не входящие в ЕС, под другими торговыми марками, в частности, “В-19”. Еще одной неприятностью для европейских компаний отрасли стало расширение ввоза данного вида топлива Аргентиной, причем по заниженным ставкам таможенных пошлин. Эта ситуация стала возможной благодаря предоставлению неверных данных о товаре и декларированию его как соевое масло, которое облагается таможенным сбором в 20%, что на 12% ниже, чем аналогичный показатель для моторного топлива.
Географическая структура производства биодизельного топлива в ЕС в 2003-2009 гг., млн. л
2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | |
Всего | 1614 | 2177 | 3586 | 5507 | 6435 | 8733 | 10187 |
Германия | 805 | 1166 | 1880 | 2998 | 3255 | 3175 | 2859 |
Франция | 402 | 392 | 554 | 837 | 982 | 2044 | 2206 |
Испания | 7 | 15 | 82 | 111 | 189 | 233 | 967 |
Италия | 307 | 360 | 446 | 503 | 409 | 670 | 830 |
Бельгия | 0 | 0 | 1 | 28 | 187 | 312 | 468 |
Польша | 0 | 0 | 113 | 131 | 90 | 310 | 374 |
Нидерланды | 0 | 0 | 0 | 20 | 96 | 114 | 364 |
Австрия | 36 | 64 | 96 | 139 | 301 | 240 | 349 |
Португалия | 0 | 0 | 1 | 102 | 197 | 302 | 282 |
Финляндия | 0 | 0 | 0 | 0 | 44 | 96 | 248 |
Прочие страны ЕС | 56 | 181 | 413 | 637 | 685 | 1239 | 1240 |
Источник: Биотопливная платформа ЕС.
В ЕС ведущим производителем биодизельного топлива является ФРГ, которая в 2009 г. выпустила около 2,9 млрд. л, что составило примерно 18% суммарного производства этого энергоносителя в Евросоюзе. Лидирующие позиции по данному показателю занимали также Франция (2,2 млрд.), Испания (967 млн.) и Италия (830 млн.).
Начиная с середины 2000-х годов суммарная мощность европейских биодизельных предприятий расширялась высокими темпами и к 2010 г. достигла 25 млрд. л топлива в год, что стало возможным благодаря целенаправленной политике Еврокомиссии по развитию данного сектора и притоку эффективных капиталовложений. В кризисный период в отрасли наметился спад, и в 2011 г. число простаивающих предприятий стало расти.
Следует подчеркнуть, что на современном этапе в ЕС примерно 80% биодизельного топлива изготавливается из рапса, урожайность которого позволяет производить примерно 1190 л масла с 1 га (для сои данный показатель составляет 446 л, льна – 478 л, арахиса – 1059 л, пальмы – 5950 л), при этом из 1 т растительного масла и 111 кг спирта (в присутствии 12 кг катализатора) вырабатывается около 970 кг (1100 л) биодизеля и 153 кг первичного глицерина. При этом производственные издержки европейских биоэнергетических компаний в значительной степени зависят от страны-производителя и стоимости исходного сырья. В сегменте биоэтанола они примерно в три раза выше, чем в Бразилии, и в два раза, чем в США, что свидетельствует о том, что развитие биотопливной промышленности невозможно без участия государства. Поэтому, несмотря на принятые в рамках ВТО обязательства, ЕС оказывает поддержку производителям биоэнергоносителей в виде субсидий, льготных ставок налогообложения, роста пошлин на импорт конкурирующей продукции и др. Чтобы не вызывать спорных ситуаций, подобные меры, как правило, применяются в отношении определенной компании или носят временный характер. Например, в ряде стран ЕС (Франции, Италии, Швеции и Греции) биодизельные предприятия пользуются определенными налоговыми льготами, однако им устанавливаются квоты на выпуск продукции.
Несмотря на активное развитие биотопливной промышленности и сохранение интереса инвесторов к соответствующим проектам, в 2000-е годы в объединенной Европе стала нарастать проблема нехватки сырья ввиду ограниченности посевных площадей и роста конкуренции с продовольственным сектором. Согласно нормам, разработанным Еврокомиссией, площадь посевных площадей под технические культуры, из которых производится биотопливо первого поколения, не должна превышать 8% суммарной посевной площади страны-члена ЕС. В настоящее время в западной части Европы этот показатель практически достигнут, поэтому дальнейшие планы развития компаний сектора связаны с государствами Центральной и Восточной Европы (Румынией, Болгарией, Польшей, Венгрией, Словакией, Чехией), а также Балтии (Латвией, Литвой и Эстонией), которые в среднесрочной перспективе могут стать основными точками роста производства необходимого сырья.
Ввиду указанного ограничения в ЕС была начата также работа по поиску технических культур, обладающих необходимыми характеристиками для их выращивания на территориях, непригодных для земледелия. В результате было выявлено, что требуемым параметрам отвечают быстрорастущая ива и мискантус (многолетнее растение с низкой потребностью в удобрениях и воде, обладает повышенным фотосинтезом и благоприятно влияет на структуру почвы, урожайность – 50-75 т/га), а для субтропической и тропической зоны Европы – эвкалипт. При этом, по оценкам европейских экспертов, энергетический потенциал ивы и эвкалипта превышает аналогичный показатель для ветра или солнца за счет стабильности поставок сырья, что позволяет вырабатывать “чистую” энергию в постоянном режиме.
В ЕС одним из программных документов, определяющих цели, задачи и пути развития сферы биотоплива, является “Европейская биотопливная технологическая платформа” (“European Biofuels Technology Platform” – “EBTP”).
В указанном документе приводятся 7 основных направлений развития данного сегмента энергетики, разделенных на два блока в зависимости от применяемой технологии. К первому сегменту относится производство биотоплива на основе термохимических процессов:
выпуск синтетического жидкого топлива путем газификации биомассы (основной сектор применения – реактивные и дизельные двигатели);
выпуск синтетического газообразного топлива (биометана и др.) путем газификации биомассы (замещение природного газа и производство газообразного сырья);
выработка электроэнергии из биотоплива, полученного путем газификации (энерго- и теплоснабжение предприятий);
выпуск биотоплива на основе прочих термохимических технологий (энерго- и теплоснабжение, добавки в традиционное моторное топливо).
Второй блок ориентирован на развитие химических и биологических технологий производства биотоплива:
выпуск этанола и других спиртов из сахаросодержащего сырья, в первую очередь из лигноцеллюлозной биомассы (основной потребитель – транспортный сектор);
производство углеводородного сырья путем биологических и химических преобразований биомассы (топливо для реактивных и дизельных двигателей);
выпуск биотоплива на основе реакций поглощения СО2 и фотосинтеза путем использования микроорганизмов (топливо для реактивных и традиционных двигателей внутреннего сгорания).
Европейские эксперты не исключают и другие способы использования биомассы, являющиеся комбинацией указанных технологий, а также внедрение иных “ноу-хау” в зависимости от нужд производителя (потребителя) сырья и энергии. Окончательное формирование основных направлений развития биотопливной энергетики запланировано на 2015 г., а в ближайшие 10 лет для их становления потребуется по 6-8 млрд. евро, при этом по каждому направлению будет создано от одного до трех опытных промышленных производств.
Таким образом, к основным особенностям развития биотопливной промышленности ЕС относятся такие тенденции, как:
перемещение в страны ЦВЕ и Балтии основного производства сырья для выпуска биотоплива первого поколения;
расширение внедрения новых технических культур для выпуска биотоплива с целью:
увеличения посевных площадей за счет использования земель, непригодных для выращивания продовольственных культур;
стабилизации объемов производства топлива в течение года;
снижения производственных затрат и, соответственно, стоимости конечного продукта;
развитие двух основных направлений производства биотоплива:
на основе термохимических процессов;
на базе химических и биологических технологий. (БИКИ/Энергетика Украины, СНГ, мира)