У лидера отечественной нефтегазодобычи оптом отбирают месторождения. Существование компании оказывается под вопросом.
В конце лета реестр принадлежащих “Укргаздобыче” нефтегазоносных площадей сократился сразу на пять участков. Речь идет о потере права разработки Ватажковской, Солоховской и Подлесковской площадей, а также Коломакского и Березовского месторождений. Формальной причиной этого стало истечение срока действия специальных разрешений на пользование недрами. Действие разрешения на разработку Березовского месторождения истекло 10 августа, а Ватажковской, Солоховской, Подлесковской площадей и Коломакского месторождения – 12 августа.
То есть формально эти территории у “Укргаздобычи” никто не отбирал, но и на “производственную текучку” эта утрата не похожа. Ведь если выяснится, что задержка в пролонгации спецразрешений обусловлена банальной нерасторопностью сотрудников Госслужбы геологии и недр, ее руководство не оберется неприятностей. Но в госкомпании никто не тешит себя надеждой, что это обычная проволочка: ее представители своевременно предоставили службе пакеты документов для получения спецразрешений на пользование недрами вышеупомянутой группы площадей, но ответа до сих пор не последовало. К тому же оптимизма явно не добавляет тот факт, что процесс отбора лицензий у “Укргаздобычи” все больше становится похож на тенденцию.
Последний раз подобный прецедент был установлен относительно недавно – весной этого года. Тогда Государственная служба геологии и недр отобрала у “Укргаздобычи” право разработки сразу четырех газоконденсатных участков: Скворцовского, Вишневского, Недельного и Безпаловского. Причиной аннулирования спецразрешений стал ряд нарушений, допущенных лицензиатом в производственном процессе. В госкомпании посчитали их лишь мелким поводом для лишения ее прав на разработку и ринулись восстанавливать их с помощью суда. Но сейчас стало понятно, что эта тактика себя не оправдала: 20 марта ходатайство юристов “Укргаздобыча” госкомпании отклонил Окружной административный суд Киева, а 20 июня это решение оставил в силе Киевский апелляционный админсуд.
В принципе, это не лишает “Укргаздобычу” права на подачу кассационного заявления, но, учитывая единодушие первых двух инстанций, особого смысла в этом нет. К тому же не нужно забывать, что решение апелляционной инстанции вступает в силу в день его вынесения, что дает право Госслужбе инициировать его выполнение, не дожидаясь окончательного завершения процесса.
По данным “k:”, на сегодня “Укргаздобыча” продолжает разработку вышеупомянутых пяти участков в Полтавской и Харьковской областях. Но этот факт связан с производственной спецификой: если принудительно остановить скважину хотя бы на месяц, действующая нормативная база обязывает ее законсервировать. При этом происходит необратимая потеря продуктивности скважины, в чем не заинтересован никто, включая “Укргаздобычу” и других претендентов на спорные участки.
Правда, пока ни одна компания не осмелилась заявить о своем интересе к разработке отобранных у госкомпании участков. Но это вовсе не опровергает распространенную на рынке версию о том, что дефицит ничейных нефтегазоносных площадей в Украине подталкивает участников рынка к развитию путем поглощения конкурентов. Если этот сценарий считать основным, то “Укргаздобыча” – идеальная жертва, ведь она государственная, что в переводе с украинского означает “ничья”.
С другой стороны, не секрет, что с 2010 г. предприятие через управляющего менеджера Юрия Борисова находится под опекой Дмитрия Фирташа. При этом госкомпания не по доброй воле, а по решению суда продает сжиженный газ собственной добычи группе харьковских компаний, которые Фирташу не подконтрольны. В этом контексте подчиненным Дмитрия Васильевича даже выгодно предать огласке информацию о потере прав разработки нефтегазоносных площадок. Ведь за этим процессом неизбежно следует снижение объемов добычи, что можно использовать в качестве основания для сокращения объемов продаж газа.
Какой бы ни была основная причина отбора нефтегазоносных площадок у “Укргаздобычи”, ее результат становится все более очевиден. За последние полгода компания утратила право разработки девяти месторождений и площадей, что составляет 5% от ее общего нефтегазового фонда (на начало года компании принадлежало около 200 лицензий). Если эти темпы будут сохранены, у “Укргаздобычи” есть хорошие шансы достаточно быстро превратиться из крупнейшего игрока на рынке, обеспечивающего 75% общей добычи газа в стране, в аутсайдера. (Комментарии/Энергетика Украины, СНГ, мира)