О готовящейся кадровой ротации в Госагентстве по энергоэффективности стало известно еще в конце прошлого года после официальной публикации президентского указа об увольнении с должности его главы Николая Пашкевича. Такое решение выглядело странно хотя бы потому, что на этот пост Пашкевич назначался три года назад с подачи Андрея Клюева, с недавних пор занимающего должность главы администрации президента. Но интрига в вопросе смены главы Госагентства развеялась после того, как выяснилось, что 14 декабря 2013 г. Николай Пашкевич достиг предельного возраста для госслужащих – 65 лет.
В конце января стало известно, что на его место назначен 48-летний Александр Таран – человек малоизвестный, но уже в 1999 г. занимавший должность финансового директора комбината “Криворожсталь”. В этом статусе он и познакомился с тогдашним главой этого горно-металлургического предприятия Олегом Дубиной. Судя по всему, отношения между ними сложились, ведь после переезда Олега Викторовича в Киев (в 2000 г. он стал вице-премьер министром, параллельно совмещая эту должность с креслом члена НАК “Нафтогаз Украины”), за ним потянулся и Александр Таран, занявший пост земпредправления НАКа.
После перезагрузки власти в Украине в 2005 г. пути Дубины и Тарана разошлись, но это не помешало последнему закрепиться в столице. В том же году Александр Владимирович получает должность заместителя главы “Укрзализныци”, на которую его делегировал тогдашний глава Минтранссвязи Евгений Червоненко. Но поскольку в кресле министра Евгений Альфредович продержался всего несколько месяцев, за его низвержением последовало и увольнение Тарана.
За последние несколько лет до своего нынешнего назначения новоиспеченный глава Госагентства по энергоэффективности успел попробовать себя и в качестве начальника налоговой инспекции Киева, сотрудника Федерации профсоюзов Украины и руководителя Госагентства по инвестициям и инновациям. По неофициальным данным, последнюю вакансию он занял (в 2010 г.) как раз по протекции вышеупомянутого Андрея Клюева. Если это действительно так, то произошедшая сейчас перестановка в руководстве Госагентства по энергоэффективности не более чем смена декораций.
Стремление сохранить контроль над этой госструктурой понятно. Ведь ежегодно страна теряет до $20 млрд. на перерасходе энергоресурсов, а эта цифра – лучший повод для того, чтобы добиться от Кабмина выделения госсредств на энергосберегающие программы. Реализация таких проектов и является основной функцией Госагентства по энергоэффективности. Согласно Комплексной государственной программе энергоэффективности, которая принята Кабмином еще в 1997 г., на финансирование энергосберегающих проектов в стране ежегодно должны выделяться миллиарды гривен. Последние несколько лет такой “риск” минимален из-за банального отсутствия средств. Поэтому нынешнему главе энергоэффективного агентства, как и его предшественнику, предстоит больше беспокоиться о поиске денег, чем о вариантах их освоения. (Комментарии/Энергетика Украины, СНГ, мира)