Европейский союз всерьез рассматривает возможность замораживания строительства газопровода “Южный поток”. Об этом стало известно благодаря утечке информации со встречи председателя Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу с болгарскими политиками. Баррозу порекомендовал Болгарии “быть очень осторожной” и не противодействовать новой стратегии отношений ЕС и России. Официальных подтверждений остановки строительства пока нет, но заявление главы ЕК дают основание полагать, что проект “политически мертв”. О том, насколько важна для ЕС возможность получать российский газ и о принципиальности для Европы газопровода “Южный поток”, Forbes спросил у Александра Тодийчука, президента Киевского международного клуба Q-club.
Острой необходимости вводить в эксплуатацию газопровод “Южный поток” не существует. Для “Газпрома” он – менее выгодная с экономической точки зрения альтернатива украинской ГТС. Ведь, так или иначе, прокачка по “Южному потоку” дороже реально существующих украинских тарифов.
Российские специалисты не отрицают того, что “Северный”, “Южный” и “Голубой” потоки – гораздо менее конкурентоспособные проекты, чем украинский маршрут. Ключевым преимуществом нашей ГТС являются подземные газохранилища, которые стали очень нужным и ценным буфером, особенно в зимний период.
В вопросах строительства “Южного потока” очень много политики, один из основных моментов которой – это желание России укрепить свои позиции на Балканах. Кроме того, на мой взгляд, один из поводов для “Газпрома” продвигать этот проект – это возможности для масштабных злоупотреблений при финансировании строительных работ. Чем дороже проект, тем больше их объемы.
Совсем недавно в “Южном потоке” была очень заинтересована итальянская компания Eni – одна из немногих, умеющих строить подводные трубопроводы. Вероятный ее заработок от участия в ЮП исчислялся десятками миллиардов долларов. Но потом Eni усомнилась в целесообразности и перспективности такого маршрута газовых поставок. Если к подобному выводу пришел такой влиятельный игрок на рынке, то становится очевидным, что ЮП не является жизненно необходимым для Евросоюза.
Вообще строительство “Южного потока” может привести к значительным убыткам для Евросоюза. Потому что в последнее время получил новый толчок для развития и существенную поддержку Брюсселя проект газопровода для поставок каспийского газа из Азербайджана через Турцию, на юг Европы. Желая найти возможные рычаги воздействия на Россию, этот проект был включен ЕС в список приоритетных для того, чтобы она успокоила свои геополитические амбиции.
Начало интеграции Украины в Евросоюз ознаменует увеличение кредита доверия нашей стране. Кроме того, ЕС будет более активно поддерживать вариант эксплуатации украинских газопроводов. Вероятней всего, произойдет полная интеграция украинской ГТС в европейскую.
Последствия остановки закачки в украинские газохранилища российского газа вряд ли будут ощутимы для обычных потребителей. Газа собственной добычи в Украине на сегодняшний день достаточно для того, чтобы удовлетворить потребности населения. Отопительный сезон закончился. Однако стоит учитывать, что теплокоммунэнерго получали не только газ отечественного происхождения – частично для них поставлялся и российский газ. (Александр Тодийчук, президент Киевского международного клуба Q-club, Forbes Украина/Энергетика Украины и стран мира)