Украина в третий раз за последние 10 лет оказалась перед угрозой отключения поставок российского газа. Почему так происходит? Слишком жесткие условия диктовал в предыдущих двух газовых войнах победитель – Кремль. Нет желания сдаваться у побежденного Киева. Оба раза, в 2005 г. и 2008 г., преимущество “Газпрома” обеспечивал тот факт, что противостояние начиналось в условиях зимнего отопительного сезона. Поэтому сейчас у “Нафтогаза” впервые появился реальный шанс отыграться.
Предпосылкой газовой войны-2014 стало свержение президента Украины Виктора Януковича, который в декабре прошлого года успел договориться с российским лидером Владимиром Путиным о снижении цены газа с $410 до $268,5/тыс. куб. м. Бегство главы украинского государства в Россию означало автоматическую отмену тех соглашений. Формальным предлогом было непогашение НАК “Нафтогаз Украины” долга в $1,7 млрд. за предыдущий период. Кроме того, после присоединения Крыма к РФ отпала необходимость минусовать $100/тыс. куб. м к формульной цене газа для Украины за базирование Черноморского флота РФ в Севастополе. Потому она и выросла с $268,5 до $485/тыс. куб. м с 1 апреля.
Впрочем, “Нафтогаз” отказался оплачивать поставки уже за март, когда еще действовали льготная цена $268,5/тыс. куб. м. Таким образом, вот уже два месяца Украина ничего не платит за получаемый из России газ. Очевидно, что это не будет продолжаться слишком долго. Сценариев дальнейшего развития событий не так уж много: либо удастся спор урегулировать, либо “Газпром” просто перекроет вентиль на трубе. Разрешить конфликт можно опять же двумя способами: или стороны договорятся между собой, возможно, с участием Евросоюза как заинтересованного лица, или поможет судебное решение.
Украинский премьер Арсений Яценюк и министр юстиции Павел Петренко заявили о готовности к разбирательству в арбитражном трибунале Стокгольмской торговой палаты. Однако, так или иначе, ответ на вопрос, кто станет победителем третьего эпизода украинско-российской газовой войны, во многом зависит от позиции ЕС. На чьей стороне выступит официальный Брюссель, тот и окажется прав. А побежденному придется дико извиняться и расплачиваться за причиненные неудобства. Кстати, счет за невыбранный в 2013 г. ресурс в соответствии с контрактным условием “бери или плати” “Газпром” для “Нафтогаза” уже выписал, сообщил 24 апреля замглавы российского госконцерна Александр Медведев.
И что-то подсказывает, что, несмотря на яркую антироссийскую риторику спикеров ЕС, надеяться на газовый реванш Киеву, увы, не приходится. Да, Европарламент 17 апреля принял резолюцию, в которой призвал ЕС отказаться от поддержки строительства газопровода “Южный поток” в обход Украины. Но тут надо понимать, что решение принимается не в Страсбурге, а в Брюсселе. То есть в Еврокомиссии. По звонку из Берлина главным образом. И тут показательным можно считать высказывание Радослава Сикорского, главы МИД Польши, ближайшей союзницы Германии.
“Несмотря на то, что доля РФ составляет всего 7% в польском экспорте, мы не хотим вводить экономические санкции против России, для нас самих это будет очень чувствительно”, – сказал он в апрельском интервью американской Washington Post. И добавил, что аналогичная позиция и у ЕС в целом, у которого кооперация с Россией еще больше. “Поэтому мы просто хотим, чтобы В. Путин прекратил свои действия, которые являются поводом для недовольства”, – резюмировал он. Здесь уже вообще без комментариев. Неудивительно, что переговоры по реверсу газа в Украину из Словакии, возобновленные новым руководством Кабинета министров и “Нафтогаза”, буксуют на месте точно так же, как и год назад.
Меморандум, подписанный 28 апреля “Нафтогазом” и словацким газотранспортным оператором Eustream о поставках 8 млрд. куб. м в год, – это не коммерческий контракт, обязательный к исполнению. Это всего лишь декларация намерений. На этом фоне неубедительно, мягко говоря, выглядят заявления министра энергетики Юрия Продана о том, что Украина может продержаться отопительный сезон вообще без российского газа, хоть и с большим напрягом – за счет реверса.
Более того, выступая в Верховной Раде 11 апреля, министр без тени улыбки на лице предположил, что ЕС может пойти на мероприятия солидарности с Украиной, отказавшись от наращивания объемов поставок через газопроводы “Северный поток” и “Ямал-Европа”, которые проходят по дну Балтийского моря и через Беларусь.
Ведь так называемую солидарность ЕС с Украиной в энергетических вопросах мы наблюдаем последние 10 лет и в вопросах модернизации украинской газотранспортной системы, и ее совместной эксплуатации, и с тем же реверсом. В том числе и в 2008-2010 гг., когда Ю. Продан уже был министром энергетики. Так что пока единственный козырь официального Киева – отопительный сезон закончен и наличие российского газа в трубах не столь критично для страны. Ну, а перекрыв задвижку, “Газпром” также несет потери от недополученных доходов. Поэтому теоретически шанс у “Нафтогаза” все же есть – при условии, что его новое руководство и правительство не допустят ошибок.
Директор киевского Института энергетических исследований Дмитрий Марунич в комментарии МинПрому отметил, что ключевым вопросом украинско-российских отношений в газовой сфере остается долг за газ в сумме $2,2 млрд. за 2013-2014 гг. “Из последних заявлений еврочиновников можно сделать вывод о готовности обсуждать помощь в погашении долга Украиной при финансовой помощи ЕС и МВФ. Это вселяет определенный оптимизм”, – сказал он.
Что же касается разбирательства в Стокгольмском арбитраже, в настоящее время стороны ведут позиционное противостояние, смысл которого заключается в том, чтобы подтолкнуть оппонента первым обратиться в арбитраж, полагает эксперт. “Нафтогаз” в 2012-2014 гг. фактически не выполнял условие “бери или плати”, которое содержится в действующем контракте с “Газпромом”, – напомнил он. “В ответ на возможное обращение “Газпрома” в арбитраж с высокой степенью вероятности можно прогнозировать подачу “Нафтогазом” встречного иска о нерыночной цене газа для Украины”, – сказал Д. Марунич.
Он оценил перспективы Украины выиграть разбирательство в Стокгольме относительно правила “бери или плати” как относительно высокие. “Подтверждением этого может служить решение арбитража в Вене по иску чешской РВЕ Transgas против “Газпрома”. Чехам удалось доказать, что правило “бери или плати” распространяется на национальный рынок, а не на отдельную компанию”, – пояснил эксперт. Вместе с тем перспективы Украины выиграть разбирательство по нерыночной цене газа значительны только в случае, если цена для Киева будет $485/тыс. куб. м.
Д. Марунич обратил внимание, что сопредельные с Украиной страны покупают у “Газпрома” ресурс по $370-400/тыс. куб. м, что примерно соответствует цене с учетом так называемой харьковской скидки. То, что конфликт начался в теплое время года, снижает риск срыва поставок газа потребителям Украины и ЕС, полагает он. “Вместе с тем подобная логика контрпродуктивна: необходимо искать пути выхода из сложившейся ситуации. И, прежде всего, погасить задолженность перед “Газпромом”, которая, среди прочего, ослабляет позиции Киева в случае разбирательства в Стокгольме”, – сказал он.
По мнению эксперта, продержаться без поставок российского газа Украина сможет на протяжении около месяца, однако при таком развитии событий большинство промышленных предприятий будут вынуждены остановиться. “Последствия этого для экономики страны, я думаю, очевидны. Более того, с учетом необходимости начала заполнения ПХГ уже к концу июня может наступить точка невозврата, за которой риск срыва транзита в ЕС многократно возрастет”, – резюмировал он. (МинПром/Энергетика Украины и стран мира)