Своевременная поддержка перезагрузки власти приносит днепропетровскому олигарху миллиарды.
Группа “Приват” оказалась в шаге от оформления контроля над ЗАО “Укрнефтебурение” (УНБ). Компания стала крупным игроком на рынке нефтегазодобычи в 2004 г. Тогда она получила специальное разрешение на пользование недрами Сахалинского месторождения (Харьковская обл.), запасы которого составляют около 15 млрд. куб. м газа, примерно 1,7 млн. т газового конденсата и столько же нефти. На тот момент ЗАО входило в состав группы “Инфокс” Николая Злочевского, который тогда занимал должность главы Госкомитета природных ресурсов, ведающего выдачей спецразрешений.
Потенциал месторождения позволял ежегодно зарабатывать на реализации добытых на нем углеводородов сотни миллионов гривен. Но использовать эту возможность Злочевскому не дал Игорь Коломойский. Подконтрольная ему “Укрнафта” с помощью судов начала блокировать работу ЗАО, утверждая, что оппонент не имеет права на использование полезных ископаемых Сахалинки. Формально у Коломойского были все основания для такого утверждения, ведь его структура занималась разработкой этого месторождения еще задолго до упомянутой выдачи лицензии УНБ. Но этот факт не стал решающим, поэтому спор между бизнесменами затянулся на несколько лет. Все эти годы официального промысла на Сахалинском месторождении не было, что приносило убытки обоим. В итоге основатели “Инфокса” и “Привата” пришли к решению, что плохой мир лучше доброй войны и в 2010 г. объединили усилия. По данным “k:”, суть договоренности заключалась в том, что “Укрнафта” передаст на баланс “Укрнефтебурения” все принадлежащие ей скважины на Сахалинке (около 25 шт.), а взамен получит 90% акций ЗАО. При этом оставшиеся 10% УНБ сохранил за собой Злочевский.
К концу 2010 г. договоренность была воплощена в жизнь, следствием чего стало официальное увеличение активов “Укрнефтебурения” в 169 раз – до 261,6 млн. грн. В том же году компания заработала более 500 млн. грн.
Но использовать эти деньги по своему усмотрению тандем Коломойский-Злочевский не смог из-за того, что на Сахалинское месторождение кинула глаз набиравшая в то время обороты плеяда молодых бизнесменов. Одним из ее представителей был Эдуард Ставицкий, который в начале 2012 г. занял кресло главы Министерства природы. К тому времени это ведомство уже было обладателем прав по раздаче/аннулированию спецразрешений, поэтому во избежание потери контроля над Сахалинкой мажоритарий УНБ Игорь Коломойский согласился на меньшее из зол. Во-первых, он дал добро на то, чтобы исполняющим обязанности главы правления “Укрнефтебурения” стал представитель команды Ставицкого Анатолий Липинский. Во-вторых, был вынужден отдать оппонентам половину принадлежащих ему акций. Таким образом, получилось, что к началу года входящая в группу “Приват” компания Deripon Commercial Limited сократила свой пакет в “Укрнефтебурении” с 89,99% акции до 44,98%. А новыми владельцами остальных 44,99% стали две британские компании Ares Systems Limited и Ariana Business Limited.
К тому времени основным банком, обслуживающим счета “Укрнефтебурения”, был АктивБанк, созданный при участии единомышленника Эдуарда Ставицкого Андрея Клюева. Критический момент для “Привата” наступил в прошлом году, когда упомянутые британские фирмы подняли вопрос о необходимости проведения собрания акционеров ЗАО, на котором планировали рассмотреть вопросы об увеличении уставного капитала общества и распределить 58 млн. грн. его чистой прибыли за 2010-2012 гг. По данным “k:”, эту идею новоиспеченных акционеров поддержал и Николай Злочевский, чья компания JKX Ukraine B.V. – владелец 10% УНБ – голосовала на собрании соответствующим образом. Но этот замысел реализовать так и не удалось. В прошлом году они трижды пытались провести собрание ЗАО, но все эти попытки оказались безуспешными из-за отсутствия кворума: вместе с голосами Злочевского едва набиралось 55% голосов при минимально необходимых 60%.
Сейчас, когда предыдущая вертикаль власти оказалась разрушенной, перед Игорем Коломойским открылась перспектива восстановления прежних позиций на Сахалинском месторождении. По данным “k:”, первые попытки в этом направлении бизнесмен начал предпринимать буквально на днях. Речь идет о том, что первым делом “Приват” планирует избавиться от чужеродных компаний, через которые “Укрнефтебурение” осуществляет реализацию газа собственной добычи (ООО “Экогазконтракт”, ООО “Газпромтехнологии” и т. д.). При этом параллельно днепропетровская группа ставит под вопрос партнерство с ООО “Голден Деррик”. Эта компания была основана при участии кипрского оффшора Hartlog Limited, который также являлся учредителем киевского ООО “Монолитинвест”, основанного Анатолием Ставицким – отцом бывшего министра природы. Возможно, именно эта связь позволяла “Голден Деррику” осваивать деньги “Укрнефтебурения” в рамках договоров подряда. Но сейчас представители Коломойского уже в открытую говорят о том, что компания Ставицкого несвоевременно выполняла поставленные перед ней задачи, что поднимает вопрос целесообразности дальнейшего сотрудничества с ней.
Скорее всего, разрыв отношений между компаниями является лишь делом времени, ведь месяц назад активы последней были арестованы, из-за чего у нее нет возможности платить по счетам. При этом главной задачей для “Привата” остается вопрос возвращения оперативного контроля над УНБ, подразумевающее увольнение и. о. главы компании Анатолия Липинского. Формально для этого достаточно лишь решения набсовета, организовать заседание которого Коломойскому вполне по силам. (Комментарии/Энергетика Украины и стран мира)