Комитет Верховной Рады Украины по вопросам строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства и региональной политики рекомендует парламенту принять за основу доработанный проект закона №3805 “О Единой государственной системе мониторинга производства, поставки, транспортировки, потребления и оплаты за топливно-энергетические ресурсы и коммунальные услуги”. Об этом сообщило информационное управление аппарата ВР.
Законопроект предлагает урегулировать правоотношения, связанные с внедрением и функционированием Единой государственной системы мониторинга топливно-энергетических ресурсов и коммунальных услуг (ЕГСМ).
Согласно проекту закона, “ЕГСМ – это многоуровневый территориально распределенный интегрированный комплекс унифицированных организационных, технических, коммуникационных, информационных, программных средств и методов формирования сводного энергетического баланса государства и его индикативных показателей по единым стандартам”.
Основными задачи ЕГСМ являются обеспечение:
– физических и юридических лиц объективной и достоверной информацией об объемах добычи, производства, преобразования, транспортировки, хранения, поставки, потребления топливно-энергетических ресурсов и коммунальных услуг в соответствии с законодательством;
– прозрачных условий и правил функционирования рынка топливно-энергетических ресурсов и коммунальных услуг;
– формирование экономически обоснованных цен и тарифов на топливно-энергетические ресурсы и коммунальные услуги, а также оплаты за них согласно фактически предоставленным объемам и качественным характеристикам;
– субъектов энергетического аудита и менеджмента по энергосбережению информационными ресурсами относительно экономических механизмов энергоэффективности и энергосбережения;
– формирование и ведение сводного энергетического баланса Украины в натуральном и стоимостном измерениях.
Законопроект предлагает установить, что “контроль за внедрением и функционированием ЕГСМ государственным предприятием осуществляет уполномоченный орган и иные органы государственной власти в пределах своих полномочий, в соответствии с настоящим законом и другими законами Украины”.
Согласно сообщению информационного управления аппарата ВР, во время обсуждения в комитете необходимость законопроекта обосновывалась отсутствием реального энергетического баланса. Также отмечалось, что “действующие мониторинги из основных видов энергоресурсов и предоставления коммунальных услуг, которые осуществляются профильными министерствами, ведомствами, местными органами власти и органами местного самоуправления, методологически не согласованы и имеют разрозненные информационные базы данных, которые ведутся по отдельным профильным направлениям (уголь, газ, электроэнергетика, коммунальное хозяйство и т. д.) и не отражают реального состояния дел в топливно-энергетическом комплексе и жилищно-коммунальном хозяйстве государства”.
В выступлениях отмечалось, что при внедрении ЕГСМ будет достигнуто, информационное обеспечение и открытость рынков энергетических ресурсов (угля, газа, электрической энергии, коммунальных услуг).
“Имея такой единый государственный инструмент как ЕГСМ центральные и местные органы исполнительной власти, другие государственные органы, органы местного самоуправления будут способны сбалансировать спрос и предложение на энергетические ресурсы и коммунальные услуги, в частности платежного баланса, определить справедливые параметры при ценообразовании и в дальнейшем прекратить практику перекрестного субсидирования между отраслями экономики”, – говорится в сообщении.
Члены профильного комитета поддержали законопроект, “принятие которого позволит создать необходимые условия для внедрения и функционирования ЕГСМ, что, в свою очередь, определит основные организационно-методологические и правовые основы формирования региональных, территориальных и общегосударственных энергетических балансов по всем видам энергетических ресурсов, в том числе образования полного, постоянно действующего государственного энергоаудита”. (РБК-Украина/Энергетика Украины и мира)