На днях Кабинет министров принял постановление №16, которым были внесены изменения в порядок организации и проведения биржевых аукционов по продаже нефти, газового конденсата и сжиженного газа. В соответствии с ними, стартовая цена украинского черного золота на аукционах отныне будет определяться по одному из двух базовых сценариев: либо на основании таможенной стоимости сырья сорта Urals по данным Государственной фискальной службы, либо (в случае не поступления в Украину Urals) – на основании таможенной стоимости нефти Azeri.
Таким образом, правительство отменило одно из самых скандальных условий украинского энергоресурсного рынка – так называемый понижающий коэффициент 0,85. Пользуясь этой скидкой, участники нефтеторговых операций искусственно занижали стартовую стоимость нефти, по которой она и реализовывалась. Лучше других об этом знает днепропетровский бизнесмен (а ныне чиновник) Игорь Коломойский. К сфере его влияния относится полугосударственное ПАО “Укрнафта”, чей ресурс и выкупают “приватовские” структуры.
Эти сделки всегда вызывали зависть у других участников рынка, ведь заниженная цена на нефть позволяла Коломойскому убивать сразу двух зайцев. Во-первых, экономить фантастические деньги (коэффициент 0,85 в пересчете на ежегодный объем реализации нефти – около 2 млн. т – приносит под 3 млрд. грн. чистой экономии). Во-вторых, обеспечивать работой ключевой нефтеперерабатывающий актив “Привата” – Кременчугский НПЗ.
С отменой скидки правительство автоматически отменило ценовые преференции Коломойского. Но тот нашел выход даже из этой ситуации: “Укрнафта” банально не подала заявку на проведение ближайшего аукциона, тем самым создав прецедент для его отмены. Таким образом, все идет к тому, что нынешний виток противостояния между властью и днепропетровским олигархом на самом деле является очередной серией нудного сериала многолетнего спора за контроль над “Укрнафтой”.
Однако, в данном случае оба участника спора – государство и структуры “Привата” – стали заложниками этой борьбы. Дело в том, что “Укрнафта” не располагает мощностями по хранению нефти, для этих целей она использует парк “приватовского” Кременчугского НПЗ. Но при условии затяжного срыва проведения аукционов перед ПАО рано или поздно встанет вопрос о консервации добычи.
С одной стороны, вряд ли “Приват” пойдет на такой шаг, поскольку консервация скважин в аварийном режиме резко сократит их продуктивность при возврате в эксплуатацию. В таких условиях все что нужно Кабмину для победы – запастись терпением на несколько месяцев, в течение которых “Приват” будет созревать к покупке нефти если не по ценам рынка, то как минимум без искусственных скидок. С другой стороны, не исключено, что может сработать принцип “не доставайся же ты никому”. В таком случае последствия для государства могут быть не самыми приятными – Кабмин вернет под свой контроль предприятие, но только в гораздо худшем состоянии, чем сейчас. (Деловая столица/Энергетика Украины и мира)