Действующие в Литве и Латвии заправочные станции компании российского капитала “ЛУКойл”, о возможной продаже которых на минувшей неделе заявило руководство российской компании, могли бы приобрести участники местного рынка, считает главный экономист банка Swedbank Няриюс Мачюлис. Он не думает, что АЗС мог бы приобрести крупный иностранный инвестор.
“Если говорить о том, кто переймет сеть, то здесь есть разные возможности, – и действующие в Литве сети, возможно с меньшей вероятностью, появление нового торгового знака или крупного внешнего инвестора. Более вероятно, что некоторые уже имеющиеся участники рынка попытаются увеличить занимаемую ими долю”, – сказал Н. Мачюлис.
По его словам, не стоит забывать, что глава Lukoil Baltija и связанные с ним лица уже владеют другими АЗС – сын главы Lukoil Baltija Ивана Палейчика Андрей возглавляет компанию Spectator NT, которая является операторов сети АЗС Baltic Petroleum. И. Палейчик и его супруга Бируте владеют группой Vaizga, которой принадлежат АЗС под торговыми знаками Luktarna, Baltic Petroleum и Lukoil.
“Не будем забывать, что нынешние лица, которые владеют сетью Lukoil, владеют и другими заправочными станциями, и по сути ничего не изменится, изменится лишь торговый знак”, – сказал экономист.
По словам Н. Мачюлиса, решение Lukoil продать сеть заправочных станций обусловлено, прежде всего, изменениями на нефтяном рынке.
“Это точно не было неожиданным решением “ЛУКойла”, поскольку их общая стратегия – уход с рынка розничной торговли и концентрация на добыче и переработке нефти. И это, конечно, связанно со структурным переломом на нефтяном рынке, снижением цен на нефть, сокращением стоимости и прибыльности “ЛУКойла”, а это означает, что нужно было на чем-то сконцентрироваться. Возможно, это связано с потребностью получить доходы в краткие сроки путем продажи сети заправочных станций”, – пояснил экономист.
Президент “ЛУКойла” Вагит Алекперов на минувшей неделе сообщил в интервью телеканалу “Россия 24», что компания продает сети АЗС в Литве и Латвии по причине, по его словам, антироссийских настроений в этих странах.
Н. Мачюлис убежден, что политическая ситуация также могла определить это решение, но она не была основным мотивом.
Сейчас у Lukoil Baltija в Литве сеть из 109 АЗС, ее планируется сократить до 76. По данным аудита, в 2014 г. компания получила 632,8 млн. евро доходов – на 13% меньше, чем в 2013 г. (728,125 млн. евро), ее предналоговая прибыль сократилась на 4,4% до 3,9 млн. евро, чистая прибыль – на 3,3% до 3,331 млн. евро. В связи со снижением количества АЗС в этом году компания ожидает новое сокращение продаж.
В июне компания ушла с эстонского рынка, где сеть “ЛУКойла” приобрел эстонский оператор АЗС Olerex. В прошлом году Lukoil продала сети заправочных станций в Чехии, Словакии, Венгрии и Украине. (BNS/kurier.lt/Энергетика Украины и мира)