После многолетней кропотливой работы российских дипломатов и подковерных усилий ФСБ Москва наконец заставила Турцию ратифицировать соглашение о строительстве газопровода «Южный поток».
Газовая ветвь должна соединить РФ и Европу в обход Украины, достигнув Италии. Для оптимизации логистики она должна пройти по территории Турции и Болгарии, которые периодически, то дают на это согласие, а то отказываются. Что стоит за проталкиванием Россией идеи газопровода – реальные намерения или политическая игра?
Уже несколько лет вопрос строительства «Южного потока» используется Москвой, как элемент шантажа и давления на Украину и европейских vis-a-vis. К реальному строительству Россия и не стремится, в первую очередь потому, что этот проект очень дорогой – российский бюджет сегодня не в состоянии обеспечить финансирование. Еще в 2012 г., после первого заявления о строительстве, его стоимость составила $16 млрд., а уже через два года сумма выросла до $24 млрд. плюс $10 млрд. по европейской части территории. Учитывая инфляционные процессы, можем предположить, что на 2016 г. цена строительства может составить $50 млрд.
Взвесив все “за” и “против” строительства «Южного потока» нужно учесть, что Турция является членом НАТО, а газопровод косвенно способствует укреплению военной силы РФ. Также не стоит забывать и о позиции США, которые более интегрированы с Турцией, чем РФ, и категорически против строительства «Южного потока». Американский сенатор Джон Маккейн лично обратился к болгарскому правительству с призывом отказаться от газопровода. Профицит сланцевого газа в США подталкивает к экспорту, который они планируют осуществлять и в Европу. Уже ведутся переговоры о строительстве терминалов для получения сжиженного газа в Хорватии и Греции. Поэтому США крайне не заинтересованы в существовании «Южного потока».
В этой ситуации РФ делает ошибку, не учитывая позицию Украины. Не секрет, что Украина зарабатывает на транзите российского газа в $3 млрд. При сооружении южного газопровода, по которому планируется прокачивать 63 млрд. куб. м газа, Украина будет зарабатывать вдвое меньше. Раздутое эго Путина даже не допускает мысли, что Украина может достаточно продуктивно защищать свои интересы и сорвать строительство «Южного потока». Хотя, так и есть на самом деле. Украинская дипломатия смогла выстроить международную позицию по РФ так, что заблокировано не только строительство «Южного потока», но и второй ветки Северного потока. Поэтому РФ, чтобы извлечь из него хоть какую-то пользу, использует проект как инструмент шантажа и давления.
Интересно заявление президента РФ Владимира Путина от 1 декабря 2014 г. “С учетом позиции Еврокомиссии, которая не способствует реализации этого проекта, с учетом того, что мы недавно получили разрешение от соответствующих инстанций в Нидерландах … положительное решение. С учетом того, что мы до сих пор не получили разрешения Болгарии, мы считаем, что Россия в этих условиях не может продолжать реализацию этого проекта “, – сказал Путин на пресс-конференции по итогам переговоров со своим турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом.
Эти слова и есть правдой по строительству газопровода, а также подтверждением тезиса, что «Южный поток» – только инструмент политического давления, которое использует Москва против своих оппонентов, и очередное заявление о его реализации – только политическая игра. (Апостроф/Энергетика Украины и мира)