Если поставки топлива не будут возобновлены, люди будут зимовать в темноте с холодными батареями.
Активисты экономической блокады Донбасса перешли от слов к активным действиям. В зоне АТО ветераны добровольческих батальонов заблокировали железнодорожное сообщение с оккупированными территориями. По словам участников блокады, именно по рельсам идет самая активная торговля между Украиной и самопровозглашенными “республиками”. К чему приведет новый виток экономической изоляции, разбирался “Апостроф”.
Торговую войну боевикам дембеля батальонов “Донбасс” и “Айдар” объявили в конце декабря прошлого года. Ветераны поставили лидерам непризнанных “республик” ультиматум: либо полное освобождение украинских пленных, либо жесткая экономическая изоляция ОРДЛО. Боевики проигнорировали требования дембелей, поэтому ветераны и начали останавливать составы, которые пересекают линию соприкосновения.
Активисты блокады парализовали два участка железной дороги в Луганской области: ветку Луганск-Попасная в районе поселка Горское и станцию Светланово. Дембеля установили блокпосты прямо возле путей, поставили палатки, принесли буржуйки для обогрева, а сами пути заблокировали деревянными “ежами”. Кроме того, активисты объявили в соцсетях сбор денег на вещи первой необходимости для штаба: дрова, карематы, спальники, колючую проволоку и продукты питания.
Ветераны утверждают, что ежедневно линию соприкосновения пересекают фуры и товарняки. В Украину из квазиреспублик попадают в основном энергоносители – уголь. В то же время, Украина, по версии дембелей, снабжает ЛДНР “запалами, порохом, детонаторами, металлами, запчастями для автомобилей, локомотивами, станками и множеством других товаров, которые повышают обороноспособность врага. Но и это еще не все. 47% от стоимости угля, который Украина закупает на оккупированных территориях, попадает в бюджет так называемых “народных республик”, заявляют в штабе блокады.
Первый товарняк ветераны добробатов заблокировали 25 января. Локомотив с пустыми вагонами направлялся на неподконтрольную территорию, чтобы там загрузиться углем и вернуться в Украину. Руководитель Луганской областной военно-гражданской администрации Юрий Гарбуз уже заявил, что деятельность активистов “несет угрозу энергетической безопасности Украины”. “Если поставки топлива не будут возобновлены, без энергоносителей останутся теплоэлектростанции Центральной и Западной Украины”, – отметил Гарбуз.
Эксперты энергетического рынка отмечают, что говорить о возможных проблемах со светом и теплом в центре и на западе страны пока преждевременно, а вот жители Луганской области, которые получают тепло от ТЭС в городе Счастье, реально рискуют зимовать в темноте с холодными батареями.
“Риски действительно существуют, – говорит “Апострофу” директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский. – Если блокада продлится продолжительное время, более трех недель, и будут закрыты основные пути доставки угля на украинские ТЭС, то будут проблемы”.
Опасения о том, что Луганская область может остаться без электричества выразил также и заместитель министра по вопросам оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Георгий Тука.
“Я считаю ее (блокаду) абсолютно незаконной, нецелесообразной. Та ветка, которая сейчас является заблокированной, это единственная ветка, по которой осуществляется снабжение углем Счастьинской ТЭС. Это единственный источник электроэнергии на территории всей Луганской области, альтернативы нет”, – заявил Тука, призвав силовые структуры вмешаться в ситуацию.
Впрочем, сами участники блокады утверждают, что Счастьинскую ТЭС пока не отрезали от поставок энергоносителя.
“Уголь на сегодняшний день поставляется по линии со стороны Счастья и Старобельска. Эти ветки нами не перекрыты, – пояснил “Апострофу” второй командир батальона “Донбасс” Анатолий Виногродский. – Мы понимаем, что чиновники поставили нас в зависимость от своего бизнеса и оккупантов, поэтому мы очень пристально смотрим на этот уголь. Мы собираемся посетить дирекцию Счастьинской ТЭС и выяснить насколько времени у них осталось запасов угля и поставить им ультиматум со сроками выполнения с переходом на уголь из ЮАР или украинский”.
В то же время глава Донецкой областной военно-гражданской администрации Павел Жебривский заявил, что торговлю с оккупированными территориями Донбасса нужно урегулировать законодательно.
“Готовы ли мы сегодня отказаться от угля, готовы ли закупать где-то, и по какой цене? Это раз. Второй вопрос – готовы ли мы к тому, что если не будем закупать тот уголь, то шахтеры, которые сегодня на шахтах работают и зарегистрированы тут, платят налоги тут, они останутся без работы. И у меня вопрос – а куда они пойдут?” – сказал Жебривский.
Но перейти на импортный уголь, по словам экспертов, действительно не так-то просто. “Взять дополнительные объемы антрацита, чтобы закрыть потребности ТЭС, пока особо негде. Например, чтобы заняться импортом антрацитов, нужно время, особенно, если это дальнее зарубежье: ЮАР, Новая Зеландия, США. Даже если заключить контракт сегодня, то первые поставки импортного угля придут в Украину к концу марта”, – добавляет Землянский.
Один из участников блокады нардеп Семен Семенченко отмечает, что активисты готовы дать время украинской власти для подписания контрактов и транспортировки иностранного угля в Украину.
“Люди со штаба блокады сейчас ведут консультации со специалистами. У них есть разные варианты решения этого процесса. Как сделать так, чтобы прекратить финансировать терроризм, и жители остались при тепле и свете. Рабочее предложение следующее: берем 2-3 месяца. За это время прекращаем поставки всего кроме угля, и завозим корабли с углем из-за рубежа. Если это срывается, тогда все”, – рассказал “Апострофу” парламентарий.
Однако дело не только во времени, но и в цене импортного топлива. “Мы уже эту ситуацию проходили, – говорит Землянский. – Не так легко подписывать эти контракты, а еще дополнительная маржа, то есть дополнительная финансовая нагрузка, которая пойдет при покупке за срочность и риски. Моментально пойдут премии к цене – 20-30 лишних долларов сверху будет однозначно”.
Активисты предлагают еще одну альтернативу: модернизировать украинские электростанции, чтобы они могли “кормиться” марками угля, которые добываются на территории свободной части Украины. Таким образом, необходимость в антрацитах с оккупированного Донбасса просто отпадет. Экс-начальник штаба батальона “Айдар” Валентин Лихолит уверяет, что такую модернизацию можно было бы провести за 2-3 месяца, но украинская власть намеренно этого не делает, чтобы иметь возможность вести бизнес с оккупированными территориями.
“Почему за три года не переделали ТЭС под марки нашего угля, который добывается на нашей территории? Для этого нужно немного – миллиард долларов. Но это не выгодно, потому что во власти заинтересованы торговать с оккупированными территориями. Вы вдумайтесь, СБУ выдано 97 тыс. торговых разрешений. Конечно, боевики будут жить хорошо, ведь мы поднимаем их экономику. Война идет, а они богатеют. Наши парни сидят там в плену и возвращаются в гробах”, – рассказал Лихолит.
Директор института энергетических исследований Дмитрий Марунич говорит, что разговоры о быстрой модернизации электростанций – полное дилетантство.
“Я бы этим уважаемым людям посоветовал просто поехать и модернизировать электростанции за 2-3 месяца. Ни одну ТЭС модернизировать за 2-3 месяца невозможно. Кроме того, нужны деньги на такую модернизацию – и большие деньги. На один блок уйдут десятки млн. грн.. Семенченко готов свои деньги вложить? Поставки угля из-за границы? Да не вопрос, это можно сделать, просто этот уголь получается существенно дороже, чем уголь, добытый в Украине. Поэтому если эти господа готовы заниматься модернизацией, импортом угля, они могут сделать это за свои деньги, вложить миллионы грн. и все это организовать. А сейчас они занимаются противоправной деятельностью, ведь блокада железнодорожных путей – это уголовно наказуемое дело. Почему власть молчит – большой вопрос”, – подчеркнул Марунич.
Вопрос, почему “молчит власть”, заинтересовал и “Апостроф”. По факту блокирования железнодорожных путей, прокуратура Луганской области открыла уголовное дело по статье 279 “Блокирование транспортных коммуникаций”. Санкция этой статьи предусматривает до 3 лет лишения свободы. Но дело есть, а внятного ответа от правоохранителей, собираются ли силовики пресекать правонарушение, так и нет. Например, в СБУ “Апострофу” посоветовали обратиться в полицию, а в пресс-службе полиции Луганской области нам рассказали, что никакой информации о том, как собираются поступать с активистами, у них нет.
Впрочем, силовой разгон ветеранов добробатов маловероятен, ведь применение силы к активистам, которые к тому же воевали в АТО, привлечет на их сторону еще больше сторонников и способен вызвать волну возмущения в обществе. “Полиция только приходила расспрашивала нас, сотрудники СБУ приходили, но я так понял, им пока не дали команды оказывать нам сопротивление. Они больше проводили разведку”, – пояснил Лихолит.
“У нас нет конфликта с правоохранителями, – добавляет Виногродский. – Все, кто тут служат – это наши старые знакомые, с которыми мы вместе были в 2014 г.”.
Более того, участники блокады сами обратились в полицию. По их словам, грузовой состав, который они остановили, специально был направлен на активистов, а это уже “покушение на убийство группы лиц”.
Также у ветеранов появился хороший “щит” из неприкосновенных нардепов от “Самопомочи”: Семена Семенченко, Тараса Пастуха, Павла Костенко и внефракционного Владимира Парасюка. Кстати, именно такое заступничество, по словам экспертов, указывает на то, что реальные цели блокады – политические.
“Это выгодно некоторым депутатам из “Самопомочи”, которые понимают, что сейчас будет создаваться новый политический проект, в основу которого ляжет идея противопоставления себя Минским договоренностям и идея силового возврата Донбасса. Эта группа депутатов чудесно понимает, что в новый список “Самопомочи” они уже не попадут, поэтому и готовит такой политический проект. Но цель блокады только наполовину политическая, а наполовину еще и экономическая. Это проект, который направляет удар по Минэнерго, чтобы показать, что в Украину уголь на самом деле поступает не из ЮАР, а из оккупированных территорий. Таким образом получится, что Минэнерго врет”, – пояснил “Апострофу” политолог Кость Бондаренко.
Активисты блокады отмечают, что в планах их штаба расширять формат изоляции оккупированных территорий, перекрывая участки железной дороги и трассы в Донецкой области. (Артур Гор, Апостроф/Энергетика Украины и мира)