“Нафтогаз” празднует победу, “Газпром” молчит и только отстреливается короткими цитатами о том, что надо ждать новых, следующих решений из Стокгольма.
Мировые медиа также не ставят под сомнение утверждение о том, что чаша весов склонись на сторону Украины. Даже российские СМИ частично признают поражение своего монополиста. Действительно ли это так?
На самом деле, юристы “Нафтогаза” пока изучают полученное от Стокгольмского арбитража решения и более подробно о последствиях менеджмент госхолдинга обещал рассказать позже.
А пока «ЭП» собрала ответы на главные вопросы, которые касаются, безусловно, одного из самых главных событий года.
Что случилось?
Арбитражный институт торговой палаты Стокгольма 31 мая вынес отдельное решение по первому иску “Нафтогаза” против “Газпрома”.
Требования российского монополиста к НАК по условию “бери или плати” полностью отменены. Также суд удовлетворил требование украинского госхолдинга о пересмотре цены в контракте на поставку газа с “Газпромом” с учетом рыночных условий и отменил запрет на реэкспорт газа.
Украинская сторона уже “окрестила” это едва ли не самой большой победой всех времен.
Президент Петр Порошенко заявил, что после выигрыша “Нафтогаза” Москва впервые потеряла возможность использовать газ как оружие политического давления и шантажа.
Важность победы отметил и премьер Владимир Гройсман. По его словам, контракт, подписанный во времена правительства Юлии Тимошенко, мог иметь катастрофические последствия для Украины.
Кстати, ранее он уже предлагал передать Юлию Владимировну России вместо денег, если “Нафтогаз” проиграет “Газпрому”.
В России решение комментировать пока не стали, отметив, что считают его “промежуточной” стадией арбитражного процесса.
С чего все началось?
В 2009 г. Украина получила высокую цену за российский газ из-за скандального “контракта Тимошенко-Путина”.
Контракт обязывал “Нафтогаз” покупать ежегодно 52 млрд. кубов газа по формуле “take or pay”. Формула предполагала, что украинская компания платит деньги за весь объем газа несмотря на то, берет она 52 млрд. кубов, или вообще не поставляет топливо из РФ.
В 2010 г. президенты Виктор Янукович и Дмитрий Медведев подписали так называемые “харьковские соглашения”, которые предусматривали продление срока пребывания Черноморского флота в Крыму на 25 лет. В свою очередь Россия предоставляет Украине скидку на газ в $100/тыс. куб. м.
После оккупации Крыма руководство России в одностороннем порядке денонсировало “харьковские соглашения”. Мотив – территория полуострова вошла в состав федерации. Параллельно представители “Газпрома” посчитали, что с этого момента Украина должна покупать газ по старой высокой цене.
Следует отметить, что подавляющее большинство стран, включая Швецию, арбитраж которой рассматривает иск “Нафтогаза”, признали незаконной аннексию Крыма. Как известно, против резолюции Генассамблеи ООН проголосовало только 11 стран-изгоев, включая Россию.
Что хотел «Нафтогаз» от «Газпрома»?
В июня 2014 г. «Нафтогаз» обратился в Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма с просьбой пересмотреть договор на поставку газа, подписанный Тимошенко.
«Нафтогаз» хотел установления и пересмотра цены на газ, закупленный с 20 мая 2011 г. по октябрь 2015 г.. Кроме того «Нафтогаз» хотел замены положений контракта на поставку, а именно объемов газа по принципу “бери или плати”, получить право на одностороннее прекращение поставок и замены положений в пунктах о запрете экспорта и об обязательствах о продаже газа.
По этому делу «Нафтогаз» требует от «Газпрома» $30,3 млрд. вместе со штрафами и процентами.
А что хотел «Газпром» от «Нафтогаза»?
В июне “Газпром” обратился в Стокгольмский арбитраж с просьбой о взыскании с “Нафтогаза” долга на $47,1 млрд., вместе со штрафами и процентами за поставленный газ.
Из них $34,5 млрд. в виде санкций за “бери или плати” в 2012-2014 гг., 3 квартале 2015 г. и 2-4 кварталах 2016 г.
$2,2 млрд. – относительно спорной цены на газ в 4 квартале 2013 г. и 2 квартале 2014 г.
Что решил арбитраж по “бери или плати”?
“Лучшим решением для Украины будет решение о снятии бремени, связанного с обязательством “бери или плати”, то есть той трактовки, которую навязывает нам “Газпром”, она для нас наиболее тяжелая”, – заявляла заместитель главы МИД по вопросам европейской интеграции Елена Зеркаль за день до принятия решения арбитража.
Уже 31 мая Стокгольмский арбитраж отклонил все требования “Газпрома” по этим условиям.
“Take-or-pay” (“бери или плати”) – условие контракта, которое предполагает, что покупатель должен оплатить не менее определенного объема газа независимо от того, сколько он закупил в действительности в рассматриваемый период.
По “контракту Тимошенко-Путина”, срок которого истекает в 2019 г., Украина должна покупать 52 млрд. куб. м газа в год.
При этом глава “Газпрома” Алексей Миллер говорил, что “Нафтогаз” в соответствии с этими условиями должен в любом случае оплачивать не менее 33 млрд. куб. м плюс возможные штрафные санкции.
Учитывая цены на голубое топливо и постоянные войны с “Газпромом” по этому поводу, главной целью всех украинских правительств было сокращение закупок газа. Украина отнюдь не могла позволить себе покупать объемы, указанные в контракте, и потребности в таком количестве не было.
В 2010 г. потребление газа, по данным НАК, составляло около 57,6 млрд. кубов, из которого импорт – 36,47 млрд. кубов.
В 2011 г. “Газпром” поставил в Украину около 40 млрд. кубов топлива, в 2012 г. – 33 млрд. кубов, включая газ, который импортировала компания Ostchem Дмитрия Фирташа. Уже в 2013 г. Украина сократила импорт газа из России на 15% до 28 млрд. куб. м.
В 2014 г. Украина начала работу по диверсификации источников поставок газа, в результате чего импорт российского газа уменьшился до 14,5 млрд. в 2014 г. и до 6,1 млрд. кубов в 2015 г.
По состоянию на 1 июня 2017 г., Украина не импортирует газ из России в течение уже 552 дней.
Что решил арбитраж относительно пересмотра формулы цены?
Пока не понятно. По словам Зеркаль, согласно решению арбитров Стокгольмского арбитража, было пересмотрено формулу цены на газ с 2014 г.
При этом, «Нафтогаз» просил пересмотреть цену на газ, закупленный с 20 мая 2011 г. по октябрь 2015 г. Таким образом, цена на газ по неучтенным годам может не пересматриваться.
Кроме того, «Нафтогаз» смог добиться формирования цены на газ от «Газпрома», исходя из цены в европейских хабах, где цена на газ дешевле, чем та, что прописана в контракте с «Газпромом».
Однако, шансов на то, что «Газпром» компенсирует разницу за завышенную цену – не так много.
Теперь Украина может зарабатывать, перепродавая российский газ?
Да. Стокгольмский арбитраж решил отменить запрет на реэкспорт российского газа. Если простыми словами, то теперь “Нафтогаз” может покупать газ у “Газпрома” и продавать другим компаниям.
Таким образом, “Нафтогаз” может реально встроиться в газовый рынок Европы и за счет реэкспорта развивать торговые операции с российским газом.
“Нафтогаз” не первый кому удалось добиться разрешения на перепродажу добытого в РФ газа.
В начале марта “Газпром” обязался перед ЕК убрать в контрактах все барьеры, препятствующие свободному перетоку газа на рынках Центральной и Восточной Европы.
В частности, “Газпром” пообещал устранить все прямые и косвенные контрактные ограничения, которые препятствуют его клиентам перепродавать газ за границу или делают это менее экономически привлекательным.
Так это же “промежуточное” решение, еще надо ждать окончательного вердикта из Стокгольма?
Российская сторона вообще скупо комментирует решение Стокгольмского арбитража. Да, в “Газпроме” заявляют, что пока изучают решение и отмечают, что оно является “промежуточной” стадией арбитражного процесса.
Однако, на самом деле это ничего не меняет. Финишное решение, или так называемую вторую часть решения, которое стороны процесса получат в июне, уже не будет содержать никаких принципиальных изменений. И представители российского “Газпрома” это понимают.
“С той публичной информации, которая звучала в СМИ, я сделал вывод, что это все-таки главное решение, которое касается ключевых вопросов. Это решение, которое обозначило принципиальные вопросы. Именно на основании этого решения будет приниматься и окончательное решение, в котором уже будут указаны точные суммы по обязательствам в пользу той или иной стороны”, – объясняет юрист ЮФ “Ильяшев и партнеры” Андрей Бычков.
“Да, оно “промежуточное”, но оно касается принципиальных вопросов и изменений здесь больше не будет. Это окончательно. А следующее решение будет построено на “промежуточном”, – отмечает он.
Согласно газовым контрактам, подписанным между “Газпромом” и “Нафтогазом”, решение Стокгольмского арбитража является окончательным и не подлежит обжалованию.
Есть еще второй спор. По транзиту. О чем он?
Речь идет о недопоставке и недоплате за услуги транзита в 2009-2016 гг. Как сообщали в “Нафтогазе”, транзитный контракт предусматривает, что в случае изменения условий формирования транзитных тарифов в Европе Украина имеет право требовать пересмотра тарифа.
После подписания контракта был принят так называемый Третий энергопакет и условия формирования транзитных тарифов в Европе существенно изменились.
Поэтому “Нафтогаз” и требует привести транзитный тариф в соответствие к европейским условиям. “Газпром” отказывается пересматривать тариф уже более 5 лет. Именно поэтому “Нафтогаз” обратился в Стокгольмский арбитраж.
НАК также требует привести транзитный контракт в соответствие с европейским законодательством, которое Украина имплементировала в связи с присоединением к Энергетическому Сообществу.
В этом деле “Нафтогаз” требует взыскать с “Газпрома” $12,3 млрд., встречное требование российской компании – $0,007 млрд. (Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)