В Чернобыльской зоне отчуждения возле села Бураковка бульдозеры расчищают площадку под строительство: это сейчас вокруг одичалый лес и песок с рыжей глиной, а через несколько лет площадка превратится в хранилище, в котором расположатся контейнеры с отработанным ядерным топливом (ОЯТ) с украинских атомных электростанций (АЭС).
В Украине их работает работает четыре – Запорожская, Ривненская, Хмельницкая и Южно-Украинская. На станциях установлены советские реакторы ВВЭР-1000 и ВВЭР-440 и, по мере выгорания, отработанное ядерное топливо вывозится в Россию, ФГУП “Горно-химический комбинат” (Красноярский край, РФ) и ФГУП “Производственное объединение “Маяк” (Челябинская обл., РФ) – тоже с советских же времен. Отработанное топливо с энергоблоков ВВЭР-1000 в России хранят, а с энергоблоков ВВЭР-440 – перерабатывают. Технология хранения давно отлажена, а вот отношения с партнером, как показывает время, нет. Однако у многих возникают вопросы: зачем нужен такой объект на территории Украины?
Что такое ЦХОЯТ?
Централизованное хранилище отработанного ядерного топлива для украинских атомных электростанций – одно из самых защищенных мест в Украине.
Зачем оно нужно?
- Обезопасить Украину от возможных проблем с нынешним партнером – Россией.
- Сэкономить: стоимость всего комплекса ЦХОЯТ – около $1,4 млрд., но ежегодные расходы на вывоз и хранение топлива в РФ составляют $200 млн. в года.
- Украина закупает ядерное топливо у двух поставщиков – российского “ТВЭЛ” и шведского подразделения Westinghouse. Россия не примет отработанное топливо Westinghouse, поэтому нужно искать альтернативное место для хранения.
- В ОЯТ содержится до 96% ядерных материалов, которые могут быть использованы повторно. Собственное хранилище можно назвать запасом на будущее.
Как это работает?
На станции упаковывают сборки с отработанным ядерным топливом в специальные многоцелевые двустенные контейнеры из нержавеющей стали. Holtec специально разработала эти контейнеры с учетом максимальных защитных требований украинского и американского законодательства.
Для транспортировки по железной дороге, контейнеры упаковывают в транспортный контейнер HI-STAR UA. На территории хранилища контейнеры с ОЯТ перегружаются в контейнеры HI-STORM 190 UA и уже в них будут хранится следующие 100 лет. Пока человечество не придумает как повторно использоваться отработанное ядерное топливо.
На сколько таких контейнеров рассчитано хранилище?
ЦХОЯТ будет состоять из 15 очередей, рассчитанных на 458 бетонных контейнеров. Они должны вместить 15530 сборок отработанного ядерного топлива. Этого объема хватить станциям до конца эксплуатации их энергоблоков.
Насколько это безопасно?
Отработанное ядерное топливо вообще не контактирует с воздухом, грунтом или водой. Сборки помещены в инертный газ в специально разработанных двубарьерных контейнерах.
Контейнеры находятся в бетонных модулях на площадке. По словам главы Holtec доктора Криса Сингха, конструкция выдерживает пожары, взрывы, землетрясение и даже падение самолета.
Есть ли в Украине аналогичные объекты?
Да, есть. В 1990-х годах особенно острой проблема хранения ОЯТ была на крупнейшей в Украине АЭС – Запорожской. По подсчетам специалистов, из-за невывоза ОЯТ в Россию к 1998 году пришлось бы остановить станцию, ведь свободных ячеек в бассейнах выдержки не осталось бы.
В 1995 году утвердили проект пристанционного хранилища, а в 2001 году Запорожская станция получила лицензию на его эксплуатацию. Хранилище рассчитано на 50 лет работы и способно разместить 380 вентилируемых контейнеров хранения. В контейнеры поместится более 9000 отработанных тепловыделяющих сборок со станции. За 15 лет работы, хранилище заполнено примерно на треть.
Кто на этом заработает?
Holtec предоставляет свои технологии (проектирование, изготовление и поставку). Согласно контракту Holtec должна поставить 94 системы хранения ОЯТ (часть систем приедет в Украину еще до конца 2017 года).
Но не меньший фронт работ ожидает украинских подрядчиков. Например, остальные системы хранения ОЯТ изготовит “Турбоатом” – это 364 из 458 систем. СК “Укрбудмонтаж” (корпорация “Укрбуд”) стал генеральным подрядчиком строительства. Еще одна компания корпорации “Укрэнергомонтаж” уже начала строительство железной дороги к будущему хранилищу.
Когда все это заработает?
В 2017 году официально стартовало строительство жд/дороги к площадке и обустройство строительной площадки для хранилища. Holtec начинает сертификацию и лицензирование своего оборудования в Украине.
В 2018 году закончат дорогу и примут первые четыре системы хранения ОЯТ.
В 2019 году должны ввести в эксплуатацию первую очередь хранилища (всего их будет 15). Для этого закончат основные строительные работы и проведут испытания площадки.
В 2020-2022 годах хранилище должны принять в промышленную эксплуатацию внедрить производство систем хранения в Украине. (Виктория Ильченко, Дело/Энергетика Украины и мира)