“Газпром” отказался поставлять газ в Украину, несмотря на предварительную договоренность и предоплату, сделанную “Нафтогазом”. Кроме того, российский монополист собирается разорвать контракты с украинским холдингом. При этом власти Украины оказались абсолютно не готовы к “кидку” со стороны россиян, несмотря на то, что и раньше РФ действовала похожими методами. “Апостроф” разобрался в том, что произошло, и выяснил, как события будут развиваться дальше.
“Газпром” отказался начать с 1 марта поставки газа в Украину, несмотря на сделанную НАК “Нафтогаз Украины” предоплату. Российский монополист обосновал свое решение тем, что, дескать, стороны не подписали дополнительное соглашение к действующему контракту. Предоплата, которая, по данным СМИ, составила $127 млн. (для закупки 500 млн. куб. м газа), была возвращена “Нафтогазу”.
При этом весьма сомнительно, что истинной причиной такого шага стало отсутствие допсоглашения к контракту на поставку топлива. Очевидно, и об этом в “Газпроме” говорят открытым текстом, что все дело – в решении Стокгольмского арбитража, который, по совокупности двух дел – о поставках газа и транзите – вынес решение в пользу Украины. В связи с этим “Газпром” решил инициировать расторжение контрактов.
“Газпром” заплатит за все
Украинские власти оказались совершенно не готовы к “коварству” россиян. И это при том, что практически все годы “газовых отношений” Киева и Москвы, задолго до аннексии Крыма Россией и ее агрессии на Донбассе, “Газпром” использовался в качестве оружия в том, что, как выяснилось, является “гибридной” войной РФ против Украины.
“Есть такой закон: “Газпром” всегда вас кинет”, – напомнил “Апострофу” директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко.
При этом, по его словам, дефицит газа, который вдруг образовался в Украине в начале марта, вызван целым рядом факторов. Это и резкое похолодание в конце февраля-начале марта, и невозможность использовать газ из подземных хранилищ на полную мощность, поскольку, когда в них остается мало топлива, “их производительность уменьшается”.
Однако есть еще одна причина, и весьма существенная.
“Нафтогаз” рассчитывал на российский газ и не перестраховался – не заключил контракты на это время с европейскими партнерами. И, когда “Газпром” отказался поставлять, было минимум времени, чтобы заключить контракты с европейскими компаниями”, – сказал Омельченко.
В связи с образовавшимся дефицитом топлива украинские власти ввели беспрецедентный режим экономии. В частности, генерирующие компании перевели с газа на мазут. При этом учебно-воспитательным заведениям – начиная с детских садов и заканчивая вузами – настоятельно рекомендовали закрыться до 8 марта (с 8 по 11 марта включительно украинцев ожидают длинные выходные).
Вскоре, впрочем, директива о прекращении занятий была отменена. Похоже, кризис миновал, а власть начала понемногу приходить в себя.
Выяснилось, что “Нафтогаз” нашел альтернативу российскому газу, как и раньше – в странах ЕС.
При этом цена этого газа оказалась существенно выше. Как написал 5 марта в Facebook главный коммерческий директор НАК Юрий Витренко, средневзвешенная цена газа на европейском направлении почти на 34% выше той, по которой компания должна была покупать топливо в РФ после ее снижения в соответствии с решением Стокгольмского арбитража(согласно неофициальным расчетам, эта цена – $254 за 1 тыс. куб. м, – “Апостроф”). В связи с этим “Нафтогаз” грозится взыскать разницу с “Газпрома”.
Без российского газа
Эксперт программы “Энергетика” аналитического центра “Украинский институт будущего” Андриан Прокип в комментарии “Апострофу” высказал уверенность, что срыв поставок российского газа “не является тотальной проблемой, поскольку последние два года показали, что “Нафтогаз” полностью справлялся с закупкой газа со стороны ЕС (Украина не покупает российский газ с конца ноября 2015 года, – “Апостроф”)”.
В свою очередь, директор специальных проектов научно-технического центра “Психея” Геннадий Рябцев заявил, что крайне удивлен ажиотажем по поводу “прекращения” поставок газа из РФ. “А мы что, покупали газ в России?”, – сказал он “Апострофу”.
Вряд ли поставки возобновятся в будущем. При этом Владимир Омельченко не исключил, что в ситуацию может вмешаться Евросоюз. “Возможно, пройдут трехсторонние переговоры, и в результате под гарантии Европейского Союза, под деньги ЕБРР (Европейского банка реконструкции и развития, – “Апостроф”), возможно, какой-то механизм будет разработан”, – отметил он.
У ЕС своя головная боль – традиционно во время украинско-российских газовых споров начинаются перебои с транзитом топлива в страны Европы. Учитывая аномальные холода, которые пришли на европейский континент в конце февраля – начале марта, эта ситуация видится как большая проблема. Понимая всю сложность происходящего, Европейская комиссия (ЕК) 2 марта распространила заявление, в котором призвала Киев и Москву прийти к компромиссу в соответствии с решением Стокгольмского арбитража. При этом в Еврокомиссии подчеркнули, что ЕС может стать посредником в очередном газовом споре между Украиной и РФ.
Однако прислушаются ли стороны к призывам ЕС? Пока никаких сигналов нет.
Вместе с тем, нужно понимать, что вопрос расторжения четко прописан в самих контрактах. В них четко говорится, что в случае, если стороны не могут прийти к взаимоприемлемому решению, то “любой спор, разногласие, или претензия в связи с настоящим контрактом либо его нарушением, расторжением или недействительностью будут окончательно разрешены путем арбитража в соответствии с регламентом Арбитражного института Торговой палаты Стокгольма”.
Таким образом, “Газпром” может разорвать контракты с “Нафтогазом”, только подав соответствующий иск (или иски) в Стокгольмский арбитраж. А рассмотрение подобных дел может длиться годами – только что завершившаяся тяжба продолжалась почти 3,5 года.
Фейк и шантаж
По словам главы East European Gas Analysis Михаила Корчемкина, “Газпром” и “Нафтогаз” могут разорвать действующий контракт, “но тогда придется заключить краткосрочное соглашение на два-три года”. “Контракт действительно устарел, но вполне можно подождать оставшиеся 22 месяца”, – сказал эксперт “Апострофу”.
Если с контрактом на поставки газа в Украину все более-менее понятно, то с транзитным – намного сложнее.
“Это фейк и шантаж со стороны “Газпрома”, – уверен Андриан Прокип. По его словам, у “Газпрома” нет мощностей для поставок газа в Европу в обход Украины. “Украинские транзитные мощности являются критичными”, – пояснил аналитик.
Эксперт напомнил, что в 2017 году “Газпром” использовал по полной мощность “Северного потока”, а также значительно нарастил прокачку через украинскую газотранспортную систему (ГТС). В прошлом году транзит составил рекордные 93 млрд. куб. м по сравнению с 82 млрд. куб. м в 2016 году.
“Газпром” имеет свои интересы поставок газа в Европу, и обрубать ветку он не будет”, – отметил Прокип.
Кроме того, для “Газпрома” поставки в Европу являются высокодоходным бизнесом. “Возникает простой вопрос: откажутся ли они от этих доходов? Понятное дело, что нет”, – резюмировал специалист.
В свою очередь, Геннадий Рябцев обращает внимание на то, что в данном вопросе есть не только контракт “Газпрома” с “Нафтогазом”, но и его соглашения с европейскими компаниями. “Газпром” подписал соглашения о поставках газа с европейскими компаниями, с европейскими операторами, с европейскими потребителями. И этот газ идет по территории Украины. И что, “Газпром” разорвет соглашения со всеми европейскими операторами? Я думаю, что они покрутят пальцем у виска”, – сказал эксперт.
Однако российский монополист очень часто действует вразрез с экономической логикой, что лишний раз доказывает, что он является не коммерческой компанией, а оружием в руках Кремля.
“Однозначно, что в таких действиях “Газпрома” есть какой-то интерес дальнейшей борьбы с Украиной. Очевидно, что “Газпром” будет продолжать эту политику прерывания поставок через Украину, чтобы попробовать продемонстрировать Европе, что Украина является ненадежным транзитером. Но, на самом деле, скорее всего, такая политика не сработает”, – убежден Андриан Прокип.
“Очень многое в действиях “Газпрома” просматривается в качестве инструментов “гибридной” войны. Такое впечатление, что все эти заявления множатся не в “Газпроме”, а на Лубянке (место расположения ФСБ России, в прошлом – КГБ СССР, – “Апостроф”). Учитывая, что все они практически выходцы из спецслужб, они привыкли мыслить исключительно такими понятиями”, – отметил Геннадий Рябцев.
Более того, потребность в использовании украинской “трубы” для России сохранится и после истечения контракта – то есть начиная с 2020 года. Что бы при этом ни говорили в Москве. Очевидно, что к этому времени не будут построены (если вообще когда-либо будут построены) “Северный поток-2” и вторая нитка “Турецкого потока” – оба газопровода должны использоваться для поставок газа в Европу по маршрутам в обход Украины.
“Если подходить исключительно с экономической точки зрения, то “Газпром” заинтересован в сохранении не всего, но определенной части транзита через Украину, потому что через Украину идет кратчайший маршрут поставок”, – рассказал Геннадий Рябцев. По его словам, российская компания, конечно же, может предложить своим европейским партнерам получать газ по другим маршрутам, но это выйдет им дороже. “С какой стати, например, в Италии кто-то будет платить лишние евро за такой выверт?” – резюмировал эксперт.
Прекращение или даже существенное сокращение объемов транзита российского газа в Европу через украинскую территорию также осложнит закупки топлива нашей страной – ведь значительная часть газа, который Украина покупает в Европе, имеет российское происхождение и поставляется по реверсу. Единственный путь решить эту проблему – нарастить собственную газодобычу и избавиться от необходимости импортировать этот вид топлива. Однако с реализацией этой программы, которая должна быть выполнена в 2020 году, есть проблемы, о чем неоднократно писал “Апостроф”. (Виктор Авдеенко, Апостроф/Энергетика Украины и мира)