Главные учредители нефтяного пакта о сокращении добычи нефти (ОПЕК+) – Россия и Саудовская Аравия – планируют на текущей неделе выдвинуть первое официальное предложение о плавном смягчении сделки: увеличении добычи нефти, начиная с третьего квартала. При этом свой конкретный вариант уже озвучила Россия: нарастить добычу участниками соглашения на 1,5 млн. баррелей в сутки в третьем квартале текущего года, чтобы избежать перегрева рынка.
Однако решение о наращивании добычи черного золота может оказаться не по нраву некоторым членам союза ОПЕК+. Иран, Ирак и Венесуэла выступают против увеличения добычи нефти и могут наложить вето на это предложение. Тем временем эксперты предвещают крайне сложные переговоры в Вене.
То, каким будет итоговое решение и будет ли оно окончательным, министры 24 стран-участниц венского соглашения будут обсуждать как в кулуарах семинара ОПЕК 20-21 июня, так и на заседании министерского комитета по мониторингу соглашения ОПЕК+ 21 июня, саммита ОПЕК 22 июня и общей министерской встречи ОПЕК+ 23 июня.
ОПЕК и ряд не входящих в организацию стран (ОПЕК+) договорились в конце 2016 года в Вене о сокращении своей добычи нефти суммарно на 1,8 млн. баррелей в сутки с уровня октября 2016 года, из которых 300 тыс. приходятся на Россию. Соглашение стартовало с начала 2017 года и уже дважды продлевалось, последний раз – до конца 2018 года.
Футбол с привкусом ОПЕК+
Меж тем испытание на прочность дружбы ОПЕК+ неформально, как шутят профильные журналисты, началось еще на прошлой неделе. Ирония судьбы, но два флагмана сделки – Россия и Саудовская Аравия – 14 июня сошлись на футбольном поле в матче открытия чемпионата мира-2018, проходящего в РФ.
Россия разгромила Саудовскую Аравию со счетом 5:0, что невольно заставило многих спроецировать исход матча на дальнейшие отношения двух стран и судьбу сделки ОПЕК+. В соцсети Twitter отраслевые журналисты и аналитики в шутку говорили, что в действительности счет 5:0 в пользу стран вне ОПЕК, или что теперь на встрече участников соглашения в Вене все, и в первую очередь Саудовская Аравия, обязаны подчиниться позиции РФ по развитию сделки, или уступить ей свою долю на рынке.
“5-0. Россия наращивают добычу на 1 миллион баррелей в сутки. Саудовская Аравия обязана сократить свою добычу”, – написал один из журналистов в своем микроблоге в Twitter.
Какими бы, однако, не были комментарии матча в соцсети, вряд ли их стоит воспринимать серьезно. Так, уже вечером после игры министры энергетики двух стран Александр Новак и Халид аль-Фалих выступили с совместным заявлением о том, что РФ и Саудовская Аравия готовы сделать следующий шаг в развитии кооперации, особенно в нефтегазовом секторе.
Позднее, 16 июня, Новак сообщил, что президент РФ Владимир Путин и наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман Аль Сауд, который приезжал в Москву на матч открытия, приняли решение совместно выступать за продление соглашения ОПЕК+ бессрочно. При этом бессрочное соглашение ОПЕК+ не будет содержать конкретных объемов добычи, но страны смогут принимать решение о параметрах в случае необходимости. Этот вопрос будет обсуждаться на встрече в Вене.
Кроме того, по словам Новака, РФ на встрече ОПЕК+ в Вене предложит поднять добычу в третьем квартале на 1,5 млн. баррелей в сутки, а дальше принимать решение по ситуации в сентябре. При этом решение о смягчении венской сделки должно дать одинаковые возможности всем странам по увеличению добычи, пропорционально квотам по снижению.
По мнению Халида аль-Фалиха, увеличение добычи нефти в рамках сделки ОПЕК+ будет постепенным и может начаться во втором полугодии 2018 года. При этом министр пока не выдвигал своего предложения об объемах добычи нефти.
Противостояние трех: Иран, Ирак и Венесуэла
18 июня делегат в ОПЕК от Ирана Хосейн Каземпур Ардебили (Hossein Kazempour Ardebili) в интервью агентству Блумберг сообщил, что Иран, Ирак и Венесуэла наложат вето на предложение увеличить нефтедобычу в рамках соглашения ОПЕК+. По его словам, на рынке нет дефицита нефти, и ОПЕК должна соблюдать свое решение до конца года.
Кроме того, обоюдное решение РФ и Саудовской Аравии о наращивании добычи нефти без согласования с другими странами может только нарушить соглашение о сотрудничестве, подчеркнул делегат.
19 июня Новак сообщил, что ни одна из стран сделки ОПЕК+ пока не уведомляла о своем намерении наложить вето на решение об увеличении добычи нефти.
Эксперт центра изучения энергетической политики НИУ ВШЭ Виталий Ермаков говорит, что Венесуэле и Ирану будет сложно нарастить добычу нефти, в том числе, из-за недостатка свободных мощностей.
“В мире в целом сейчас свободные производственные мощности находятся на исторически очень низких уровнях. Из стран-производителей практически только Саудовская Аравия может резко нарастить добычу за короткий срок…. В Венесуэле добыча продолжит падение из-за отсутствия инвестиций и бегства специалистов, которым не платят за их работу. Иран сможет немного нарастить добычу, но для серьезного роста необходимы инвестиции. На фоне возможного возобновления американских санкций иностранные инвесторы не будут осуществлять инвестиции в иранскую нефть”, – считает эксперт.
Ожидание и реальность
Министр углеводородов Эквадора Карлос Перес 18 июня сообщил в Вене, что заседание ОПЕК+ будет очень сложным, поскольку есть ряд стран, которые не хотят увеличивать добычу нефти.
Директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам рейтингового агентства Fitch Дмитрий Маринченко заявил, что переговоры будут сложными, однако конечный результат трудно предопределить. “За рост добычи, скорее всего, будут ратовать РФ и Саудовская Аравия; большинство, скорее всего, будет против. Особенно те страны, которые по объективным причинам добычу нарастить не смогут – Иран и Венесуэла”, – сказал Маринченко.
Если страны ОПЕК+ все же примут решение увеличить добычу, чтобы избежать перегрева цен на рынке, то, учитывая ситуацию с Ираном, было бы разумным сделать это в пределах 0,8-1 млн. баррелей в сутки, считает эксперт Fitch.
По мнению старшего аналитика Энергетического центра бизнес-школы “Сколково” Артема Малова, странам ОПЕК+ было бы достаточно увеличить добычу нефти на 1 миллион баррелей в сутки, чтобы избежать возможного перегрева рынка из-за падения производства нефти в Венесуэле и возможного будущего снижения добычи Иране.
Американская ложка дегтя в бочке ОПЕК
Президент США Дональд Трамп 8 мая объявил, что Вашингтон выходит из соглашения с Ираном по ядерной программе, достигнутого “шестеркой” международных посредников (Россия, США, Британия, Китай, Франция, Германия) в 2015 году. Трамп также заявил о восстановлении всех санкций против Ирана, что может негативно сказаться, в том числе, на нефтяном секторе страны.
В то же время СМИ в начале июня сообщали, что за день до объявления Трампом о выходе из соглашения один из высокопоставленных чиновников Белого дома попросил Эр-Рияд поспособствовать стабилизации цен на нефть в случае их роста из-за возможного возникновения перебоев в поставках Ирана. Кроме того, СМИ сообщили, что правительство США попросило Саудовскую Аравию и некоторые другие страны ОПЕК об увеличении добычи нефти на 1 миллион баррелей в день.
Однако в прошлый вторник президент ОПЕК, министр энергетики ОАЭ Сухейль аль-Мазруи опроверг информацию о том, что правительство США просило организацию увеличить добычу нефти в связи с решением США выйти из ядерной сделки с Ираном.
Кроме того, Трамп уже два раза выражал свое недовольство по поводу высоких цен на нефть, обвиняя в этом ОПЕК. “Цены на нефть слишком высокие, ОПЕК снова за свое. Нехорошо!” – написал он в последний раз в своем микроблоге в Twitter на прошлой неделе. (Прайм/Энергетика Украины и мира)