Очень показательная статистика: на отопление одного квадратного метра украинской квартиры в год расходуется 220 кВт энергии. Для сравнения: в соседней Польше этот показатель составляет 80 кВт, а в Германии – вообще 50.
Одно лишь это сравнение доказывает необходимость и актуальность политики энергоэффективности, которую при поддержке Всемирного банка, ЕС и других международных партнеров в настоящее время проводят правительство и Минрегион.
Перед Украиной стоит задача – имплементировать директивы 27 и 31 ЕС по энергоэффективности. Такие обязательства прописаны в Соглашении об ассоциации, а это является неотъемлемой частью сближения страны с Евросоюзом.
За последние три года мы сделали уже немало. По инициативе правительства было принято базовое законодательство, в том числе два ключевых закона об энергоэффективности – “Об энергетической эффективности зданий” и “О Фонде энергоэффективности”.
Затем правительство приняло все необходимые решения, которые запустили процедуры по созданию Фонда энергоэффективности. В конце июля Кабмин официально зарегистрировал Фонд как юридическое лицо и назначил и.о. директора Юлию Головатюк-Унгуряну, экспертку, которая раньше работала в Офисе поддержки и внедрения реформ при Минрегионе (RST). В ближайшее время начнется конкурс в состав наблюдательного совета Фонда и разработка его продуктов.
Фонд энергоэффективности, который мы создаем при поддержке консорциума международных доноров, станет инструментом масштабной термомодернизации жилищного сектора, будет предоставлять финансовую помощь и технические решения для внедрения в многоэтажных домах энергоэффективных мер.
Однако реформа ЖКХ отнюдь не ограничивается созданием Фонда энергоэффективности.
Точнее, Фонд – одна из ключевых ее составляющих, но не единственная. Суть реформы – создать рынок коммунальных услуг, на котором владельцы жилья, управляющие и государство совместно занимались бы вопросами снижения энергетической зависимости страны.
Первый шаг в этом направлении был сделан через программу “Теплые кредиты”, действующую уже на протяжении трех лет. Она как раз и показала, что интерес украинцев к модернизации своего жилья – колоссальный. Причем эффективность украинской программы оказалась существенно выше, чем при старте аналогичных программ в других восточноевропейских странах. Сейчас настало время двигаться дальше.
Для этого мы обеспечили всю необходимую законодательную базу для работы объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД), которые на первом этапе будут основными клиентами Фонда энергоэффективности. Как следствие, если в 2014 году таких объединений насчитывалось всего 12 тыс., то сейчас – уже 33 тыс. В управлении многих таких объединений – два, три, даже пять домов.
Более того, “клиентами” Фонда энергоэффективности могут стать и дома, которые не организовались в ОСМД. Для них уже создан институт управляющих многоквартирным жильем. Как и другие, но по чуть более сложной процедурой, эти управляющие также могут получать возмещение на энергомодернизацию домов.
В целом мы ожидаем, что на старте почти 90 тыс. многоквартирных домов могут воспользоваться услугами Фонда энергоэффективности.
В недалекой перспективе через такие проекты необходимо пройти всем многоквартирным домам, построенным до 1991 года. Необходимость модернизации домов советской застройки несколько облегчает нам работу. Мы разработаем типовые проекты термомодернизации, ориентированные на образцы домов советского периода. Это упростит задачу жителям, ведь вместо заказа индивидуального проекта модернизации можно будет воспользоваться типовым, разработанным для соответствующего дома.
Другая наша инициатива должна сделать процедуру получения компенсации максимально прозрачной. Процедуры Фонда прописаны так, что мы разрываем связь между потребителем и чиновником, делегировав все вопросы отбора домов банкам. Следующий этап – полная анонимность заявок, когда Фонд даже не знает, кто именно обращается за компенсацией, опираясь только на данные аудита дома. Все это должно сделать энергомодернизацию Украины простой, доступной и популярной, и соответственно – обеспечить быструю экономию энергии при оптимальных затратах.
Это не пустые слова. Как показал опыт энергомодернизации европейских стран, уже первые шаги в этом направлении дают максимальную экономию. Установка индивидуальных регуляторов тепла позволит “прикрутить” потребление газа в более теплые дни – и только один этот шаг позволит на 25% сократить расход теплоэнергии. Это самое бюджетное новшество, которое без проблем может себе позволить каждый, приведет к колоссальной экономии!
Следующие шаги будут более затратными, но в то же время смогут обеспечить дополнительный уровень экономии. Таким образом, полная модернизация здания обеспечит дополнительную экономию на уровне 15-17%. А самая затратная часть модернизации – замена внутренних сетей – даст еще около 9-10% экономии.
Возвращаясь к шокирующим цифрам украинских затрат на обогрев одного квадратного метра, надо понимать: даже базовые изменения, такие как установка индивидуальных теплосчетчиков, способны существенно сократить наше отставание от Германии.
Это те изменения, которые можно провести по всей стране за несколько лет.
И наконец, глобальный вопрос: а зачем Украине масштабная энергомодернизация?
Что ж, это не только достижение страной независимости от поставок импортных энергоносителей – это еще и большая стабильность курса национальной валюты, а также развитие малого бизнеса – энергоменеджеров, энергоаудиторов, строителей (именно они будут проводить модернизацию домов) и снижение затрат домохозяйств.
Ну и наконец, рыночные отношения в коммунальном секторе – это важный шаг Украины в сторону ЕС. Шаг, который напрямую касается подавляющего большинства наших граждан.
И его цель – обеспечить им лучшие стандарты жизни. (Геннадий Зубко, вице-премьер, министр регионального развития, строительства и ЖКХ, Европейская правда/Энергетика Украины и мира)