Реформа и модернизация энергетического рынка Украины не только жизненно важны для будущего Украины, но также могут играть крайне важную роль в энергетической безопасности и экономическом развитии европейского региона.
У Украины есть лишь небольшое окно возможностей, прежде чем износ энергосетей станет критическим, а потенциальные инвесторы потеряют веру в программу реформ.
Бытовые тарифы на электроэнергию в Украине – одни из самых низких на европейском континенте – устанавливается централизованно госорганами в течение многих лет.
Низкие тарифы на электроэнергию для домохозяйств привели к системному недофинансированию энергосистемы, которая унаследована с советской эпохи и достигла 80%-го износа, а ее остаточный срок службы составляет 10 лет, согласно данным НКРЭКУ.
Эта ситуация усугубляется сохраняющимися вопросами с поставками газа и электроэнергии из Российской Федерации.
Все это требует общегосударственной модернизации энергетической инфраструктуры: от производственных мощностей, замены электросетей – до развития возобновляемых источников энергии. Ничего из этого нельзя достичь без значительных инвестиций, которые оцениваются в 85-90 млрд. евро.
Даже при существенной поддержке со стороны Европейского союза, других международных финансовых учреждений – это не может быть только ответственностью государства. Основную часть этих инвестиций должны прийти из частного сектора – как украинских, так и иностранных компаний.
Для этого инвесторы должны иметь уверенность в том, что они могут получить гарантии справедливой, долгосрочной отдачи от своих инвестиций. А это означает, что процесс либерализации энергетического сектора должен завершиться.
Это позиция не только ДТЭК, но и согласованная позиция украинского правительства, ЕС и МВФ, в соответствии с которой существенная часть финансовой помощи этих организаций теперь зависит от ряда условий.
Несмотря на существенный прогресс, достигнутый госорганами за последние несколько лет, в том числе формирование нового независимого регулятора и принятие закона о рынке электроэнергии, соответствующего Третьему энергетическому пакету, ряд мер должны быть срочно предприняты украинским правительством и участниками энергетического рынка.
Хотя законодательная база в основном создана, дьявол прячется в деталях. Правительству, регулятору, оператору магистральной системы и другим органам необходимо утвердить и внедрить около 100 вторичных нормативных документов.
К ним относятся нормативные документы, регулирующие внутрисуточный рынок электроэнергии, рынок на сутки вперед, работу дистрибуции после анбандлинга, способы предотвращения неплатежей на оптовом рынке электроэнергии. Мы не можем позволить себе дальнейшие задержки в этом процессе.
Переход от управляемой государством энергетической системы советского типа к системе, основанной на принципах свободного рынка, означает, что процесс корпоратизации и анбандлинга государственных энергетических компаний по-прежнему требует завершения.
Существует также серьезная проблема с задолженностью в размере 1 млрд. евро на оптовом рынке электроэнергии, прежде всего, из-за неплатежей различными государственными предприятиями. Вопрос этой задолженности должен быть решен, а также должны быть приняты регуляторные действия для предотвращения возникновения подобной ситуации в будущем. Это условие для увеличения объема инвестиций и максимального использования имеющихся возможностей для привлечения международных инвесторов.
Чтобы создать современный, хорошо функционирующий украинский энергетический рынок, который позволяет покупать и продавать электроэнергию на открытом рынке и гарантирует, что предложение и спрос в конечном итоге определяют цену, – нам нужно использовать преимущества современных технологий.
Наша цель – создать надежный энергетический рынок к июлю 2019 года. Это также потребует значительного увеличения инвестиций как в программное обеспечение, так и в оборудование систем передачи и распределения электроэнергии.
Одна из основных проблем в стране, где в течение многих лет существует перекрестное субсидирование цен на энергоносители, усугубляющееся фундаментальным недостатком понимания важности и преимуществ либерализации энергетического рынка, заключается в том, что этот вопрос стал сильно политизированным.
Это уже привело к значительному замедлению процесса реформирования энергетики и ставит под угрозу доступ страны к международным финансам, необходимым для модернизации нашей энергетической инфраструктуры. Публичное информирование о преимуществах этого процесса имеет жизненно важную роль. Украинские граждане должны понимать: хотя инвесторы также выиграют от этого процесса, основными бенефициарами станут сами украинцы.
ДТЭК готов к изменениям, которых потребует запуск нового энергетического рынка Украины. Но, как и внешние инвесторы, компания не может использовать все свои возможности до полного формирования регуляторной среды.
Поэтому мы ожидаем, что заинтересованные стороны, которые больше влияют на этот этап реформы, будь то украинские политики или представители международных институций, таких как ЕС и МВФ, продолжат содействовать скорейшему завершению программы реформ.
Крайне важно, что темпы реформирования энергетического рынка в Украине, которые замедлились в последнее время, ускорились. (Максим Тимченко, генеральный директор ДТЭК. Перевод с английского блога, опубликованного в издании Euractiv.com/Энергетика Украины и мира)