Если чек, который выдали на заправке, не фискальный, значит продажа топлива была нелегальной. Однако и фискальный чек – еще не доказательство законно проведенной операции.
Правильный фискальный чек обязателен
Продажа топлива должна осуществляться субъектами хозяйствования только через кассовый аппарат, который переведен в фискальный режим. Это касается реализации топлива как за наличные, так и через POS-терминал. Если продажа прошла за наличные – покупателю выдают один фискальный чек, если картой – выдается фискальный чек и слип из POS-терминала.
Однако на “черных” заправках обычно что-то идет “не так”. При оплате картой могут выдать только слип, который не является расчетным документом. При оплате наличными покупатель может получить нефискальный чек, на котором часто не указано даже наименование субъекта хозяйствования, не то что его регистрационный или фискальный номер. Это говорит о том, что продажа топлива таким субъектом официально не проведена.
Иногда нарушение замаскировано лучше. Потребитель вполне может получить “фискальный чек”, который по виду никак не отличается от реального, но проведена ли эта продажа через фискализированный РРО, покупателю неизвестно. Механизма проверить “легальность” чека пока не существует, хотя есть определенные правительственные инициативы в этом отношении. Так что полномочия для проверки пока только у налоговой инспекции.
Что может увидеть или не увидеть налоговый инспектор?
Может ли налоговая инспекция словить на нарушениях “черную” АЗС и наказать за это?
Сначала нужно попасть в поле зрения фискалов. Для отбора субъектов на фактические проверки налоговая инспекция проводит мониторинг по разным группам: есть среди них и автозаправочные станции. Налоговики видят по данным отчетности, какая среднедневная выручка у какого субъекта и сравнивают этот показатель со средним по рынку. Но, конечно, для большого города и поселка это будут разные цифры. И если выручка конкретного субъекта в разрезе среднего показателя по рынку намного ниже – это основание для проведения фактической проверки кассовой дисциплины.
При контрольной закупке налоговый инспектор начнет с заказа топлива. Получив чек, он проверит его на соответствие требованиям, был ли он отражен в отчете по продажам. Если имеет место неоприходование или ненадлежащее (не в полном объеме) оприходование денежных средств – это основание для штрафа. Но в случае с контрольной закупкой штраф составит 1 гривну за первое нарушение, и за каждое последующее – 100% выручки, проведенного “мимо кассы”. То есть, чтобы доказать, что нарушения носят системный характер, нужна пачка таких чеков.
Нелегальные АЗС: нет следов существования
Нелегальные АЗС контролирующим органам найти сложно: они не попадают в поле зрения фискалов. Формально если чего-то нет по документам, его не существует. Даже если потребитель сообщит в налоговую инспекцию, что по некоему адресу находится неизвестный субъект, который торгует топливом и вообще не выдает чеков, вряд ли будет назначена проверка, так как нет сведений о том, кого нужно проверить. Получается, что в наибольшей безопасности те, кто очень грубо нарушает закон.
Чья это проблема?
На самом деле большинству потребителей все равно, есть махинация на заправочной станции или нет. Гораздо больше потребителя интересует качество топлива. А по документам получается, что, если покупатель получил чек с фискальным номером, он может даже отдать его бухгалтерию, чтобы компенсировать расходы на топливо. Поставщик выдал документ на продажу – есть основание взять его в расходы в учете заказчика. А провел ли он это операцию в учете, его дело. Конечно, когда для отчетности нужна налоговая накладная, тогда проводится только безналичный расчет. (Александра Томашевская, СЕО “Е.С. Консалтинг”, Enkorr/Энергетика Украины и мира)