В соседней Беларуси государственный концерн “Белнефтехим” только в этом году повышал цены на бензин уже полтора десятка раз, каждый раз – на 1 белорусскую копейку (это 0,14 грн.). Кажется, подобную тактику – повышать цены понемногу, но часто, – берут на вооружение и украинские торговцы автомобильным топливом.
С 17 по 20 августа, уже второй раз в нынешнем месяце, поднялись на 50 коп. за литр цены на бензин и дизтопливо в сетях АЗС “ОККО” и WOG. В частности, на розничном рынке бензин марки А-92 в зависимости от конкретной заправки подорожал в пределах от 31,45 грн./л до 31,49 грн./л, марки А-95 – от 32,45 грн./л до 32,49 грн./л, А-95+ – от 33,45 грн./л до 33,49 грн./л, дизельное топливо повсюду поднялось в цене до 29,99 грн./л. То же самое, напомним, происходило 1 августа: тогда “ОККО” и WOG также повысили стоимость топлива на 50 коп.
Аналитики “Консалтинговой группы А-95” предсказывают, что в ближайшие дни остальные заправочные сети поднимут цены вслед за лидерами рынка. А причиной нынешнего роста цен они называют ослабление гривни относительно основных валют. Причем здесь имеет место немного отложенный эффект: курсы доллара и евро на межбанковском рынке выросли в период с 24 июля по 6 августа, а рост розничных цен на нефтепродукты начался 17 августа.
“Мы импортируем 80% нефтепродуктов, в валюте (в евро) установлены акцизы, поэтому валютные колебания напрямую оказывают влияние на цены. Суммарно валютная составляющая в стоимости топлива на АЗС достигает 85%, поэтому связь между колебаниями валютного курса и стоимостью нефтепродуктов прямая”, – сказал в комментарии “ДС” директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн.
Как следует из расчетов аналитиков “А-95”, каждая гривня в курсе доллара эквивалентна 0,85 грн. в литре бензина и дизтоплива. Соответственно, увеличение курса на 75 коп. диктует рост цен в пределах 65 коп. С другой стороны, на мировых рынках бензин и дизтопливо не подорожали, а потому в случае укрепления курса гривни цены на моторное топливо, скорее всего, вернутся на прежний уровень.
По мнению Сергея Куюна, потенциально топливо могло бы в ближайшее время еще вырасти в цене – в пределах 50 коп. на литр. “Но не исключено, что данная корректировка не произойдет, потому как это может привести к оттоку и перераспределению потребителей между сетями АЗС”, – отметил эксперт.
Неочевидные факторы
Кроме самого прямого и явного фактора – снижения курса гривни, на цены могли повлиять самые разные процессы: от проблем с правоохранителями у руководства сети заправок “ОККО” и до напряженности в отношениях между Александром Лукашенко и Владимиром Путиным.
И в самом деле, 21 августа сотрудники СБУ провели обыски с выемкой документов и техники в офисах ПАО “Концерн Галнафтогаз” (владелец одной их крупнейших сетей АЗС “ОККО”) в Киеве и Львове. При этом на время обысков львовский офис компании был полностью обесточен.
По информации пресс-центра СБУ, спецслужба раскрыла механизм финансирования оккупационных администраций через незаконное функционирование сети АЗС на территории Крыма и ОРДО. Как уточнили в пресс-центре, “некоторые украинские коммерческие структуры” сохранили контроль над АЗС, расположенными в Крыму и ОРДО, причем “управление предпринимательской деятельностью осуществлялось менеджментом материнской структуры” и “с полученных прибылей от реализации продукции АЗС дельцы платили в “бюджеты” оккупационных администраций так называемые “налоги”.
А еще раньше, 10 августа, появилась информация о том, что Россия прекращает нефтегазовое субсидирование экономики Беларуси и, в частности, останавливает поставки на белорусские НПЗ беспошлинной нефти. Это стало следствием затяжного конфликта между Минском и Москвой, который разгорался с весны нынешнего года. Но даже если бы ссора не произошла прямо сейчас, то все равно в скором времени российский “налоговый маневр” в нефтяной отрасли оставил бы белорусских нефтепереработчиков без дешевого сырья.
Для Украины это проблема из-за того, что из Беларуси поставляется порядка 40% всех потребляемых в стране нефтепродуктов. По данным Государственной фискальной службы, Украина в январе-июне 2018 г. импортировала 3,41 млн. т нефтепродуктов (по коду ТНВЭД 2710 – бензины, дизтопливо, мазут, реактивное топливо и пр.), что на 1,1% больше, чем за аналогичный период 2017 г. Но если объем поставок вырос ненамного, то в деньгах рост значительный. За январь-июнь нефтепродуктов импортировано на $2,22 млрд. – это на 27,4% больше, чем годом ранее.
В 2015-2017 гг. Украина вдвое увеличила импорт дизтоплива из России и бензина из Беларуси. “Анализ географической структуры импорта дизельного топлива за период 2015-2017 гг. демонстрирует существенное увеличение объемов импорта дизельного топлива из Беларуси, Литвы, Туркменистана. Также двукратное увеличение объемов импорта бензина наблюдается из Беларуси – в 2015 г. было импортировано 621 тыс. т, в 2016-м – около 1,2 млн. т, в 2017 г. – почти 1 млн. т, что составляет около 80% от всего импорта бензинов в Украине”, – указывает “Держзовнишинформ”.
Белорусские НПЗ – не самые технологически совершенные, так что их рентабельность как раз и держалась на том, что нефть они получали по цене значительно ниже рыночной. Если теперь этот разрыв (30% – размер российской экспортной пошлины) исчезнет, то заводы как минимум будут вынуждены поднять цены, как максимум – остановятся. И то, и другое неизбежно ударит по украинскому рынку.
То, как будут меняться цены на бензин и дизтопливо до конца года, зависит от двух факторов: конъюнктуры мировых рынков и ситуации на внутреннем валютном рынке. И то и другое – значимые факторы риска, а как они могут сработать вместе, нам отказались спрогнозировать даже самые именитые эксперты рынка нефтепродуктов. Остается надеяться на лучшее. (Денис Лавникевич, Деловая Столица/Энергетика Украины и мира)