Выборка кредитных и грантовых средств, привлекаемых под государственные гарантии по разным программам энергоэффективности международных финансовых организаций (МФО) в бюджетной сфере, часто не достигает и 2%. Практическая реализация проектных инициатив осуществляется очень медленными темпами из-за длительных и “мучительных” процедур согласования, говорится в позиционном письме Европейско-украинского энергетического агентства (ЕУЭА).
Главный инвестиционный советник скандинавского экологического фонда NEFCO Юлия Шевчук считает, что уровень внедрения важных для Украины международных проектов по энергоэффективности является мизерным. Админперсонал в муниципалитетах значительно сокращен из-за админреформы и имеет низкую подготовку. Система налогообложения несовершенна, а внимание со стороны правоохранительных органов в большинстве случаев необоснованно.
“Каждый год появляется новая, непредсказуемая норма, процесс реализации проектов растягивается до бесконечности”, – объясняет Юлия Шевчук.- “Наши проекты проходят в среднем шесть согласительных стадий, каждая может занимать от 3 до 6 мес. Совсем свежие реалии – необходимость утверждения гарантий Антимонопольным комитетом. Официальный срок – 3 мес., но фактический срок гораздо длиннее из-за перегрузки АМКУ, который вынужден выдавать тысячи подтверждений”.
Ведущие МФО (NEFCO, Европейский Банк Реконструкции и Развития-ЕБРР) в последние три года стали более активно использовать механизм кредитования под муниципальные гарантии. Это позволило немного сократить общий срок проектного процесса, но процедурные и регуляторные барьеры остаются.
Как рассказал заместитель директора ЕБРР Сергей Масличенко, банк старается не участвовать в проектах, где предусмотрена государственная гарантия. “Работаем с частным сектором, или муниципальными гарантиями. И даже в таких условиях проблем достаточно. Из самых актуальных – уже упоминавшийся АМКУ – из-за задержки процедур в котором сейчас остановлены многие наши проекты. Также очень затягивает процессы “советский рудимент” – ценовая экспертиза, которую нужно проводить после тендеров”, – отметил Сергей Масличенко. По его словам, часть проблем также лежит на самих МФО, которые избирают не оптимальную для наших реалий структуру проекта уже на этапе его подготовки.
По словам члена Совета ЕУЭА, исполнительного директора iC consulenten в Украине Елены Рыбак, оптимальный срок проектного цикла не должен превышать 18 мес. Однако на практике от концепции до завершения строительства проходит более шести лет: подготовка проектов в среднем занимает 2-3 года даже для небольших и несложных объектов. Неединичные случаи, когда под влиянием политических факторов ранее принятые решения о сотрудничестве с МФО отклоняются.
Как осваивают
Международные доноры ожидают в 2018 году низкую выборку привлеченных в 2014-2015 годах под государственные гарантии от МФО кредитных средств на сумму более EUR870 млн. За 10 лет выборка средств фонда E5P, созданного в 2009 году для стимулирования притока инвестиций в реализацию муниципальных проектов повышения энергоэффективности и охраны окружающей среды, составила лишь 12%: из EUR112 млн. было использовано лишь EUR13 млн. Из бюджета программы Международного банка реконструкции и развития “Повышение энергоэффективности в секторе централизованного теплоснабжения Украины” на $272 млн. с 2014 года использовано 9% средств. Выборка проекта Европейского Инвестиционного банка “Чрезвычайная кредитная программа для восстановления Украины” на EUR200 млн. с 2014 года составила 17%. А по программе развития муниципальной инфраструктуры Украины от Европейского Инвестиционного банка объемом EUR400 млн. плановая выборка на этот год лишь 1,8%.
Основные препятствия
По данным Европейско-Укранского Энергетического Агентства, процесс принятия решений по поводу привлечения инвестиций от МФО на уровне Кабмина длится до 1 года, а на уровне Верховной Рады – до трех лет. Внедрение инвестиционных проектов, даже небольших, согласовывается на уровне разных центральных органов – от Минфина до АМКУ – в результате чего МФО тратят много времени на коммуникацию с ними. Для того чтобы сократить эти сроки эксперты предлагают определить центральный орган для координации проектов, внедряемых с привлечением финансовых ресурсов МФО, и разработать законодательные изменения для решения проблем, которые носят системный характер. Например, сократить сроки регистрации проектов международной технической помощи. В Украине она может длиться месяцами, тогда как в Грузии, к примеру, занимает всего 1 час. Для эффективной реализации проектов предлагается также ввести персональную ответственность чиновников, из-за которых сроки реализации затягиваются. На неопределенный срок затягивает тендеры рассмотрение жалоб Антимонопольным комитетом.
“Имеют место многочисленные примеры отмены АМКУ по формальным признакам закупок работ, оборудования и материалов при внедрении проектов, в результате чего сроки внедрения таких проектов выходят за экономически обоснованные рамки. Это приводит к нанесению ущерба инициаторам проектов и исполнителям работ, в т.ч. через недостижение ожидаемого эффекта в определенные сроки, потерю актуальности сметной документации, др.”, – говорится в документе.
Представители МФО считают необходимым расширить налоговые и таможенные стимулы на проекты. Сейчас они применяются только в отношении энергосберегающих материалов, оборудования и комплектующих изделий в рамках проектов демонстрации японских технологий. Усложняет процедуру использования грантовых средств, особенно таких фондов, как Е5Р, процедура увольнения подрядчиков проектов от НДС (налог на добавленную стоимость), которая требует представления пакета документов в объеме от 300 до 500 страниц, а продолжительность принятия решения занимает 3-6 мес.
МФО вынуждены требовать от инициаторов проектов проводить тендеры в соответствии с международными процедурами, тогда как при закупке услуг и товаров в системе ProZorro основной критерий оценки торгов – минимальная цена. Для проектов, которые имеют целью достижения энергетической эффективности и качества реализации проектов, этот критерий не является приемлемым. Еще один из барьеров на этапе закупок – сознательное занижение цены подрядчиками с будущими манипуляциями. Кроме того, проекты МФО сталкиваются с проблемами регистрации договоров с подрядными организациями в органах Государственного казначейства, а также открытия мультивалютных счетов. (Татьяна Хомяк, Reform.energy/Энергетика Украины и мира)