Платить за отопление нынешней зимой украинцам предстоит ощутимо больше – поскольку Кабинет министров Украины своим постановлением от 19 октября повысил цену газа с прежних 6958 грн. до 8550 грн./тыс. куб. м для предприятий теплоэнергетики. Те, в свою очередь, уже обратились в Национальную комиссию регулирования в сферах энергетики и коммунальных услуг с просьбой о повышении своих тарифов – поскольку газ является основным топливом для котельных.
Потребитель всегда неправ
Например, столичное КП “Киевтеплоэнерго” хочет поднять свои тарифы с 1 декабря сразу на 32%, с 785,94 грн. до 1038,8 грн./Гкал. – вопреки заявлению премьера Владимира Гройсмана, который 19 октября на заседании Кабмина уверял украинцев, что отопление подорожает не больше чем на 16%. При этом надо уточнить, что речь только о тарифе “Киевтеплоэнерго” на производство тепла.
Его отпуск жителям столицы сейчас идет по 1354,78 грн./Гкал. при наличии домового или квартирного счетчика и по 31,52 грн./кв. м – при их отсутствии. В таком случае после предстоящего повышения с 1 декабря потребителям придется платить из расчета 1790,65 грн./Гкал., или по 54,33 грн./кв. м. Возможно, НКРЭКУ как регулятор чуть умерит аппетиты тепловиков и повышение будет меньшим: допустим, не 32%, а “всего” 25% или 28%.
Но здесь надо учитывать, что средний тариф “Киевтеплоэнерго” за последние 4 года уже взлетел с 295,17 грн. до 1104,96 грн./Гкал., т.е. в 3,75 раза. Поэтому теперь даже небольшое повышение ощутимо бьет по карману немногочисленных жильцов, все еще способных платить по “рыночным” расценкам – которые правильнее назвать грабительскими. А для большинства населения, в ходе “реформ” подсаженного Кабмином на субсидии, даже прежние тарифы уже были непосильными.
Аналогичная ситуация и в других городах. Так, в г.Днепр за период правления “реформаторов” отопление подорожало в 3,15 раза, во Львове – в 3,36 раза, в Харькове – в 3,38 раза, в Николаеве – в 3,46 раза, в Чернигове – в 4,09 раза и т.д. Разумеется, качество предоставляемых услуг при этом совершенно не изменилось: если у кого-то в доме батареи зимой были еле теплыми – они такими и остались. Но в домах без счетчиков платежки от тепловиков все равно приходят с такими цифрами, как будто в квартирах у людей чуть ли не субтропики.
Бороться с этим сложно из-за забюрократизированной процедуры, согласно которой для начала необходимо в присутствии представителей поставщика услуги составить акт о предоставлении ее в ненадлежащем качестве. Т.е., проще говоря, сначала надо привести к себе домой кого-то из ЖЭКа и предприятия теплоэнерго, ткнуть их в еле “дышащие” батареи, занести все это на бумагу с подписями и печатями – после чего обращаться в суд.
Поскольку добровольно сделать пересчет тепловики отказываются в 100 случаях из 100. Понятно, что желающих судиться в украинских реалиях находится немного, у большинства нет столько времени: часами ждать очереди в судебной канцелярии для приема искового заявления и потом месяцами – рассмотрения иска по существу.
Таким образом, закон в данном случае не на стороне потребителя, де-факто защищая недобросовестных тепловиков от выплаты компенсаций и штрафов. Не говоря уже о том, что собрать комиссию с участием кого-то из ЖЭКа и теплоэнерго – та еще задачка. Дозвониться по указанным в платежках контактным телефонам, как правило, невозможно.
Арифметика мошенничества
В наиболее уязвимом положении находятся жильцы домов, не имеющие возможности оборудовать квартиры приборами учета. Речь о советских проектах с вертикальной разводкой теплоносителя – когда по каждой комнате и кухне проходит свой отдельный стояк. В таком случае на 3-к. квартиру требуются 4 счетчика и 4 терморегулятора – а это очень затратно для среднего домохозяйства. Как, впрочем, и для квартир с меньшим числом комнат.
Цифры в их платежках могут быть в несколько раз выше, чем у тех, кто смог поставить один счетчик тепла на вводе в квартиру (при горизонтальной разводке, применяемой в новых домах). Киевлянка Елена рассказала МинПрому, что ее родителям-пенсионерам в Киеве в предыдущий отопительный сезон требовалось платить по 1600 грн./мес. При этом сама она платила по 400 грн./мес. за квартиру большей площадью – поскольку ее квартира оборудована счетчиком тепла.
Неудивительно, ведь все монополисты, в том числе энергетики, тепловики и водоканалы – имеют привычку “забивать” в тариф всевозможные расходы, не имеющие прямого отношения к предоставлению услуг бытовым потребителям. Например, в 2017 г. ПАО “Киевэнерго” (преемником которого является КП “Киевтеплоэнерго”) при поддержке Кабмина добивалось включения в тариф расходов… на подготовку к проведению в столице финала конкурса Евровидения.
Председатель Национальной комиссии регулирования в сферах энергетики и коммунальных услуг Оксана Кривенко 21 октября сообщила, что в отдельных регионах Украины в предыдущем сезоне необоснованно повышали тарифы на отопление. По данным мониторинга, проведенного НКРЭКУ, больше всего тариф “задрали” в курортном Славянске (Донецкая обл.) – на 70,3% выше реально обоснованного.
Чуть “скромнее” были тепловики в небольшом шахтерском городке Терновке: здесь тариф оказался выше, чем надо, на 57,1%, в Ивано-Франковске – на 41%. В Житомире жители платили на 12,2% больше обоснованного уровня, в Луцке – на 12,6%. В сложившейся ситуации О.Кривенко почему-то обвинила местные власти – хотя тарифы для предприятий теплоэнерго утверждает возглавляемая ей Комиссия, без этого они не могут вступить в действие.
Не менее интересно, что только в Киеве местные власти отреагировали на выводы НКРЭКУ, с 9 ноября снизив тариф на отопление для потребителей без счетчиков на 27%, с 31,52 грн. до 23,09 грн./кв. м. В остальных городах не спешат понижать планку до реально обоснованного уровня. Впрочем, в “Киевтеплоэнерго”, которое находится в управлении столичной мэрии, тоже не торопятся выполнять уже принятое решение – в разделе “Тарифы” на сайте коммунального предприятия указаны прежние значения.
Кроме того, открытым остается вопрос о пересчете платежей там, где тарифы на отопление за прошлый сезон официально признаны завышенными. Понятно, что “живые” деньги потребителям услуги никто не вернет – но переплата по крайней мере должна быть учтена в платежах будущего периода. А здесь опять тишина. В указанном постановлении Киевской горгосадминистрации №1902 от 22 октября о пересчете ничего не говорится.
В остальных городах, где тарифы на отопление признаны завышенными, местные власти вообще проигнорировали выводы Комиссии – которая, в свою очередь, не спешит инициировать их пересмотр – очевидно, руководствуясь известной поговоркой “что упало – то пропало”.
Немецкий ориентир для украинского кармана
По итогам 2017 г. население Украины использовало 12,46 млрд. куб. м газа для собственных нужд (отопление частных домов, подогрев воды и приготовление пищи). В эту же цифру включены и расходы газа бюджетными организациями: больницы, школы, воинские части и т.д. Предприятия теплоэнергетики использовали 7,03 млрд. куб. м. Итого суммарно получается 19,46 млрд. куб. м. Собственная добыча газа в Украине за этот год составила 20 млрд. куб. м.
Таким образом, страна полностью закрывает потребности своего населения в газе для бытовых нужд за счет ресурса собственной добычи, себестоимость которого находится в пределах 110-150 долл./тыс. куб. м. Или 3080-4200 грн./тыс. куб. м по текущему курсу. Но при этом “реформаторы” заставляют население платить за газ по хитрой формуле. Берется его стоимость на виртуальной торговой площадке NetConnect Germany плюс затраты на транспортировку ресурса из Германии до западной границы Украины.
Если бы импорт газа в действительности шел по такой схеме, то да – примерно столько он бы и стоил сейчас, после повышения на 23,5%, с учетом расходов на транспортировку по распределительным трубопроводным сетям. Однако на самом деле никто не закупает газ ни на NCG, ни на центрально-европейском хабе CEGH в австрийском Баумгартене, ни на другой биржевой площадке ЕС, где в наличии есть гораздо более дорогой норвежский и голландский ресурс.
Даже если взять реальную, а не расчетную стоимость импортного газа, то европейские компании-посредники перекупают российский ресурс у “Газпрома” прямо на западной границе Украины и здесь же, на месте, перепродают его “Нафтогазу”. Т.е. реальная стоимость этого ресурса намного меньше, чем формульный расчет “рыночной” цены для населения и теплоэнергетики.
Во-первых, российский газ в любом случае дешевле норвежского и голландского, которые в том числе торгуются на NCG. Во-вторых, на NCG купля-продажа идет по спотовым ценам, которые почти всегда выше, чем контрактные – порой в 2 раза. А “Нафтогаз” закупает ресурс у европейских компаний не по спотовым сделкам, а в рамках заранее подписанных контрактов. И в-третьих, учет расходов на транспортировку из Германии – это чистая накрутка, поскольку никто оттуда в Украину газ не качает.
Ну а поскольку стоимость топлива “забирает” порядка 85% в тарифе на отопление – понятно, почему он получается “космическим” и почему оплачивать такие тарифы мало кто может: они сформированы по алгоритму для европейских потребителей, платежеспособность которых в 5-10 раз выше, чем украинцев. (Игорь Воронцов, МинПром/Энергетика Украины и мира)