Во всех регионах России в 2018 г. наблюдались массовые повышение стоимости на топливо. С начала года рост цен на бензин в России превысил 9%, обогнав инфляцию, оптовые цены росли еще более высокими темпами.
На итоговой пресс-конференции 20 декабря Владимир Путин отметил, что в 2019 году возможно очередное повышение на 1-1,5%. О важных изменениях на топливном рынке в уходящем году и о том, как будет развиваться топливный рынок в 2019 году, Агентству нефтегазовой информации рассказал президент НО “Российский топливный союз” Евгений Аркуша.
– Евгений Александрович, в мае 2018 года, когда цены на нефть впервые с 2014 года превысили показатель в $75 за баррель, ситуация ценообразования топлива заставила многих понервничать. Полгода правительство и нефтяные компании искали решение о сдерживании цен. Как вы оцениваете ситуацию, сложившуюся к концу года?
– В мае произошел один из самых ощутимых скачков цен на бензин и дизельное топливо за последние годы, они по сравнению с апрелем поднялись на 9-10%.
1 июня 2018 года АИ-95 впервые стал стоить дороже 45 руб. за литр.
Российский топливный союз, объединяющий участников розничного рынка нефтепродуктов, 17 мая опубликовал открытое письмо на имя председателя правительства РФ Д. Медведева, в котором отметил беспрецедентный рост оптовых цен на нефтепродукты, которому сопутствовал и резкий рост розничных цен, а также необходимость принятия срочных регулятивных мер для насыщения рынка и снижения оптовых цен. В открытом письме также обращалось внимание на имеющийся диспаритет оптовых и розничных цен, который приводит к убыточности розничной торговли моторным топливом, и на недостаточную координацию действий регуляторов по контролю справедливого ценообразования.
Тогда правительство приняло экстренные меры, чтобы остановить резкий рост цен на моторное топливо. В результате акцизы на топливо были снижены на 2-3 рубля за литр, нефтяников обязали увеличить продажи топлива на внутреннем рынке на 3%, а также заморозить цены на АЗС.
Однако принятых мер оказалось недостаточно и с середины августа оптовые цены под воздействие внешних экономических факторов и на фоне ослабления рубля снова начали расти.
Российский топливный союз летом и осенью 2018 года неоднократно обращался к заместителю Председателя Правительства РФ Д.Н. Козаку с предложениями по стабилизации ситуации с ценообразованием на моторное топливо.
Наши предложения сводились к трем основным пунктам.
Первый пункт заключал необходимость сбалансированного насыщения внутреннего рынка моторного топлива для насыщения спроса, снижения волатильности оптовых цен и исключения возникновения диспаритета оптовых и розничных цен. Второй – это беспечение объективного формирования биржевых ценовых индикаторов, что требует внесение изменений в Совместный приказ Минэнерго РФ и ФАС России, а также Правил биржевой торговли на СПбМТСБ для увеличения конкуренции в ходе биржевых торгов, повышения ликвидности, обеспечения продаж в основную торговую сессию только в рынок и исключению возможности ценовых манипуляций производителей и трейдеров в ходе биржевых торгов.
Третьим пунктом стало обеспечение единообразных условий ведения хозяйственной деятельности независимых сетей АЗС и сетей АЗС ВИНК (конечная цель – извлечение прибыли), в том числе и по налоговой отчетности.
К концу октября на фоне продолжающегося роста цен на нефть на мировом рынке, ослабления рубля и принятия поправок в Налоговый Кодекс РФ по завершению “налогового маневра” в нефтяной отрасли Правительство РФ приняло решение о подписании соглашения 10 крупнейших нефтяных компаний с Минэнерго РФ и ФАС России по недопущению дальнейшего роста оптовых цен путем установления максимально допустимого уровня мелкооптовых цен и увеличению на 3% объемов реализации топлива на внутреннем рынке по отношению к пролому году. Соглашение действует до 31 марта 2019 года. Основная задача соглашения – не допустить резкого роста цен с 1 января 2019 года на фоне роста акцизов, НДС, налога на добычу полезных ископаемых, снижения экспортных пошлин в течение первого квартала, в котором будет происходить отладка демпфирующих механизмов, предусмотренных для стабилизации цен внутреннего рынка.
Одновременно приняты поправки в Правила биржевой торговли на СПбМТСБ, на необходимость введения которых неоднократно обращал внимание Российский топливный союз.
С середины ноября внешнеэкономическая ситуация изменилась коренным образом, внутренний рынок стал существенно премиальней поставок на экспорт, товарные потоки развернулись в обратную сторону и сегодня мы наблюдаем профицит предложения на внутреннем рынке, небывало большие объемы продаж бензинов на биржевых торгах и резкое снижение оптовых цен, сначала в крупнооптовом звене, а затем и в мелкооптовом, что, наконец то выводит розничный рынок из убытков, в котором он находился практически весь год.
Тяжелая ситуация остается только с поставками зимнего дизельного топлива, которого не хватает на рынке.
– Правительство и крупнейшие российские нефтяные компании договорились о мерах по стабилизации цен на внутреннем рынке горючего. Можно ли сказать, что ситуация на рынке нефтепродуктов стабилизирована?
– Меры приняты, но их эффективность мы оценим только в марте 2019 года.
Сегодня внутренний рынок моторного топлива работает в иных экономических условиях, по сравнению с прошлыми годами. Отсутствует возможность использования таких экономических рычагов, препятствующих росту экспортного паритета при росте мировых цен на нефть, как привязка курса рубля к нефтяным ценам, увеличение экспортных пошлин, снижение акцизов на нефтепродукты. Поэтому регуляторы предложили новые механизмы защиты от воздействия роста нефтяных цен на внутренние цены на нефтепродукты. Это отрицательный акциз на нефть, демпфирующие механизмы субсидирования. По мнению регуляторов, эти меры позволят стабилизировать цены внутреннего рынка с ростом в пределах инфляции.
Как я уже говорил, в течение первого квартала планируется практическая отработка этих мер.
Кроме того, в связи с ростом НДС планируется дополнительный рост розничных цен в январе на 1,7%. (Агентство нефтегазовой информации/Энергетика Украины и мира)