Монополизм ДТЭК на рынке тепловой генерации ведет к коррупции и сбое в работе национальных электроэнергетических систем. Карфаген должен быть разрушен.
Руководство ЮАР пытается улучшить прозрачность и качество функционирования своего электроэнергетического сектора.
Именно поэтому там рассматривают возможность разделения Eskom, национального монополиста на рынке электрической генерации на три части.
Eskom является государственной компанией. В ее активов входят преимущественно ТЭС и ГЭС, хотя есть одна атомная и одна ветровая станции.
Причиной рассмотрения такого радикального варианта является ненадежность функционирования генерации электроэнергии и большие объемы коррупции в компании. В 2007 году и 2014 году ЮАР переживала веерные отключения, связанные с дефицитом угля.
Escom также становилась жертвой коррупции, связанной с тремя братьями-бизнесменами из семейства Гуптов. Гупты, мигранты из Индии, стали одними из самых влиятельных бизнесменов страны. По данным обозревателей и журналистов, они имели большое влияние на бывшего президента ЮАР Джейкоб Зума.
Теперь это дело расследуют правоохранительные органы. Влияли Гупты и на компанию Eskom и сектор энергетики. В частности, руководство Eskom обвинялось при содействии компании Гуптов при заключении контрактов на поставку угля.
Другим спорным эпизодом стали возможны махинации на тендерах для установления парового котла для одной из ТЭС, принадлежит Eskom. Хотя предложение фирмы братьев была на 76 млн. долл выше, чем у конкурентов, это не помешало ей победить. Ничего не напоминает?
У нас на рынке электроэнергии тепловая генерация почти полностью монополизирована одним игроком – корпорацией “ДТЭК”. У нас в 2014-2015 годах тоже были веерные отключения, когда ДТЭК требовала выгодного для себя увеличение стоимости угля.
Затем, не в последнюю очередь из-за рыночной власти корпорации Ахметова, НКРЭКУ в своей политике внезапно развернулась на 180 градусов и появилась формула “Роттердам +”. Эти полностью легализованы государством “договорняки” уже стоили потребителям около 35 млрд. грн. или 1260000000 долл.
Похоже, интересы детища Ахметова являются приоритетными для НКРЭКУ и других государственных органов. Предназначенное президентом руководство Антимонопольного комитета, к сожалению, отказывается признавать ДТЭК монополистом.
Однако шантажа веерными отключениями является реальным инструментом, чтобы давить на государство и требовать очередных схем гарантирования сверхприбылей.
Не стоит обращать внимание на то, что ДТЭК, в отличие от Eskom, является частной компанией. Все-таки в ЮАР шахты принадлежали братьям Гупта, а ТЭС – государственной компании, а у нас и то, и то контролирует ДТЭК.
Более того, заявление генерального директора ДТЭК о планах по приобретению ряда облэнерго прекрасно демонстрирует, что компания не будет останавливаться на достигнутом. Несмотря на некоторые различия, суть одна: монополизм на рынке тепловой генерации ведет к коррупции и сбоев в работе национальных электроэнергетических систем.
Так же, как древнеримский сенатор Катон в каждом своем выступлении говорил, что Карфаген должен быть разрушен, так и я не буду уставать повторять, что политически защищены монополии олигархов должны быть разрушены.
Хотя Катона 85 лет его жизни не хватило, чтобы все-таки увидеть осуществления своей главной политической цели, я искренне надеюсь, что наведение порядка на отечественных рынках произойдет еще при жизни нынешних поколений. (Виктория Войцицкая, народный депутат, “Самопомощь”, Еpravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)