В стране идет пятый год реформ, в том числе в энергетическом секторе.
Что мы имеем по факту на сегодняшний день:
– более 65% домохозяйств стали “энергетически бедными”. Согласно критериям ЕС, энергетическая бедность – это когда у домохозяйства счет за тепло превышает 10% его дохода. В Украине этот критерий завышен до 15%;
– 71 млрд. грн. выделены на субсидии в 2019 г.;
– узлами учета охвачено чуть более 70% потребителей, да и то в основном коллективными;
– на энергоэффективные мероприятия в год выделяется менее 1 млрд. грн.;
– собственная добыча реального (товарного) газа увеличилась всего на 1 млрд. куб. м, хотя “Укргаздобыча” (УГД) получила за это время более 100 млрд. грн.;
– одного ответственного за энергореформу, который должен был бы регулярно проводить брифинги и информировать граждан о ее ходе, достижениях/неудачах согласно принятым в стране критериям, не назначили. Как и нет у широкой общественности, которая за всю эту реформу платит из собственного кармана, понимания, какова конечная цель этой реформы;
– время от времени вспыхивают скандалы с заоблачными зарплатами работников главного офиса НАК “Нафтогаз Украины” и глав ее дочерних компаний, а также с перечислением астрономических премий маме в США и супруге в карликовое еврогосударство. Соответственно, доверия к проводникам, без которых реформы никто не осуществит, катастрофически не хватает.
На одном из скандалов остановлюсь подробнее. Олег Прохоренко уходит с должности главы “Укргаздобычи”! Такую новость разнесли СМИ на прошлой неделе. По официальным слухам, “его уходят” за срыв разрекламированной программы 20/20 – до 2020 г. 20 млрд. куб. м газа, добытого национальной компанией.
Денег мы все с вами не жалели на уплату повышенной цены отечественного газа, и нам есть чем гордиться: только за девять месяцев 2018-го чистая прибыль “Укргаздобычи” составила 21,15 млрд. грн., НАК “Нафтогаз Украины” выплатила в государственный бюджет 95,7 млрд. грн., прибыль “Нафтогаза” в 2018 г. составила 39,4 млрд. грн.
Растут “закрома родины” за наш счет, по сути получился дополнительный налог на тех, кто еще может платить, потому что большая часть денег через газ перекочевывает в госбюджет.
Десятки млрд. пошли на увеличение добычи газа, и в результате: “УГД остановила процесс падения добычи и нарастила ее на 0,65 млрд. куб. м…”. Но в сухом остатке чуть более 15 млрд. куб. м, и до конца 2019-го уж никак до 20 млрд. не дотянуть.
В чем суть газовой проблемы 2020-го? В конце этого года истекает срок действия договора о транзите российского газа, и с 2021 г. на входе в Украину манометры могут и ноль показать. И как мы все понимаем, тогда и хваленого реверсного словацко-швейцарского газа не будет.
Но анализ официальной таблицы вряд ли говорит о высокой эффективности нанятых менеджеров “Укргаздобычи” (и не ее одной).
Первое: действительно, количество газа, поднятого из недр, медленно, но растет – до 15,5 млрд. куб. м в 2018 г. ( в 2017-м объем добычи составил 15,3 млрд.).
Второе: с 2015-го по 2018 г. “Укргаздобыче” все меньше перепадало договоров совместной деятельности – с 1,1 млрд. куб. м в 2015 г. до 0,2 млрд. в 2018-м.
Третье: производственно-технологические затраты выросли в 2017/2018 гг. в три (!) раза – до 0,6 млрд. куб. м по сравнению с таким же периодом 2016/2017 гг.
Никакого объяснения причин такого уменьшения добычи газа УГД никто не предоставил. Ждем от наблюдательного совета защиты наших интересов, напомню, что большая его часть – не украинцы. И от наших правоохранительных органов – о реальной причине скоропалительной отставки главы “Укргаздобычи” Олега Прохоренко.
Как видим, ставка на одно лишь увеличение собственной добычи газа была ошибочным решением. А средства вкинуты огромные, и хотя публично точных данных не разглашают, но, как я понимаю, речь идет о более чем 100 млрд. грн. И те, по словам Андрея Коболева, в УГД не успевают осваивать, и часть из них возвращается в НАК.
За последние пять лет за счет увеличения цены газа с экономики и населения собрано более 200 млрд. грн. (!), и эти средства пошли в основном на субсидии и на развитие добычи газа. В общем, как в том анекдоте, когда из года в год долгоносик съедал урожай, и колхозное собрание решило засеять все поля пшеницей в надежде, что эта тварь лопнет от обжорства. У нас это не вышло – и семян уже не хватает, и впереди годы засушливые…
Уверен, что за какой-то очередной грант мы отчитались правильными слайдами о реформе. Поэтому рассмотрю классические сценарии выхода государств из подобных ситуаций на примере Литвы:
– стимулирование энергоэффективности;
– развитие конкуренции в генерации энергии;
– развитие альтернативной энергетики;
– увеличение собственной добычи (украинская опция).
Стимулирование энергоэффективности
Мы только в этом году, да и то частично и не вовремя, вводим монетизацию субсидий, а в мире существует масса и других способов вовлечения населения в борьбу за энергоэффективность. Например, купил тепловой насос определенного уровня эффективности и можешь частично погасить свой подоходный налог, при этом двойная выгода – и налоги должен показать, и за энергию меньше заплатишь.
Хочу привести пример бездеятельности НКРЭКУ по решению казалось бы простого, но явно выгодного для страны вопроса – о массовом применении утилизаторов тепла дымовых газов, в том числе за деньги частных инвесторов. Известно, что в Литве сегодня почти на всех котельных стоят устройства, собирающие тепло из уходящих дымов, и доля такого тепла в 2017 г. составила 14% от тепла для нужд отопления.
При нашем объеме отопления, если бы нам удалось также собрать 14%, то в целом по стране потребление сократилось бы не менее чем на 1,3 млрд. куб. м природного газа. Скоро год, как наша ассоциация время от времени пишет письма и собирается, но решения, приводящего к уменьшению потребления газа, до сих пор нет.
Развитие альтернативной энергетики
Что происходит у нас с этим сегментом энергостратегии, разберем на примере тепловой энергии, тарифы на которую, по опросам общественного мнения, волнуют людей не меньше, чем война на Востоке страны и аннексированный Россией Крым.
Минрегион утвердил в энергетической стратегии до 2035 г. 40% альтернативного тепла в общем балансе тепла на нужды отопления. Нашу ассоциацию пригласили на презентацию этой стратегии в министерстве, и уже тогда было ясно, что механизмов достижения такого результата явно недостаточно.
Насколько эффективна альтернативная энергетика, можно судить по следующей цифре: только в 2017 г. биоэнергетика Украины заместила 3,8 млрд. куб. м природного газа. “Укргаздобыча” за тот же период продемонстрировала свою эффективность – увеличение до 0,6 млрд. куб. м производственно-технологических затрат. При этом альтернативная энергетика находилась на “задворках” при раздаче млрд., ей просто разрешили немного потеснить газового монополиста, да и то с условием, что такое же тепло из газа будет покупаться потребителем по цене +10%.
Вот если бы 30% средств от подорожания газа направили на поддержку альтернативной энергетики, например на снижение процентной ставки кредитов при покупке высокотехнологичного оборудования, и реально оперативно принимали нормативные акты для поддержки этого движения, то сегодня мы бы говорили о замещении не менее 6-7 млрд. куб. м газа в год.
Не все осознают, что альтернативная энергетика позитивно влияет на решение почти всех основных проблем нашей страны:
– создает рабочие места;
– стимулирует индустриальное развитие;
– привлекает высококвалифицированных специалистов;
– увеличивает доходы местных бюджетов, в том числе сокращая расходы на отопление тех же бюджетных организаций;
– уменьшает валютную нагрузку, поскольку сырье отечественное;
– развивает транспорт и дороги за счет увеличения потребления топлива и, соответственно, акцизов;
– привлекает инвестиции.
Например, в ЕС, Договор об ассоциации с которым Украина подписала, работают обязательные директивы, стимулирующие развитие альтернативной энергетики, в частности о так называемой эффективной системе теплоснабжения города и любого населенного пункта. Это когда в составе всего тепла не менее 50% приходятся на альтернативное тепло. У нас же сплошной газ без видимого просвета.
Быстрый рост цены газа и отсутствие конкуренции в производстве тепла привели отрасль на грань развала. И главная проблема – одинаково высокая цена газа в тепловой сети и в квартире, что несомненно толкает людей на отключение от сети. Беда еще в том, что один из проводников реформы, вице-премьер Геннадий Зубко, публично призывает к отключению от системы централизованного теплоснабжения в небольших городах. К чему это может привести, несложно спрогнозировать: отключатся и установят индивидуальные котлы те, кто еще может установить, а в сети останутся только те, кто получает субсидии. И снова на бюджет (а значит, и на нас с вами, поскольку, как говорила М.Тэтчер, нет бюджетных денег, есть деньги налогоплательщиков) ляжет покрытие всех постоянных затрат. При этом “индивидуалы” будут днем выключать свои коптилки и поддерживать плюсовую температуру в своих квартирах за счет теплых стен тех, кто останется в сети. О празднике плесени на стенах и массовых от этого болезнях даже писать не хочется.
Литва: в холодной войне с РФ помогла выжить альтернативная энергетика
В 2014-м Украина столкнулась с теми же проблемами, что и Литва в 90-х годах прошлого столетия. Но там энергетическая безопасность стала национальной идеей. Может, им было немного “легче”, – не было столько залежей газа, заставили закрыть единственную АЭС, не было столько олигархов, и война с Россией была на самом деле холодной.
На сегодняшний день в этой стране:
– количество получателей субсидий в пределах 10%;
– цена тепла в городской централизованной тепловой сети ниже на 15%, чем цена тепла при установке в квартире индивидуального котла на природном газе;
– топливная составляющая в конечном тарифе около 50%, значит, у тепловой сети есть деньги не только на критический ремонт, но и на развитие;
– количество независимых производителей тепловой энергии превышает 40%;
– доля альтернативной энергии в общем балансе тепла за 2018 г. – более 70%.
К сожалению, в Украине много времени потеряно на попытки все проблемы решить с помощью газа. 2020 г. неумолимо приближается, и дай нам Бог разума избрать нового президента, который не будет кормить граждан обещаниями, а создаст для бизнеса условия стабильности и безопасности. Тогда у нас все наладится. Опыт соседей нам в помощь. (Владимир Майстришин, председатель наблюдательного совета Биоэнергетической ассоциации Украины, Зеркало недели/Энергетика Украины и мира)