Поляки с румынами продолжают держать лидерство в поставках бензина. И если общие объемы этих направлений за 9 месяцев почти не изменились, то ключевые персоны – PKN Orlen и OMV Petrom – увеличили свою роль почти вдвое, с 33% до 62% общего импорта. И если OMV просто потерял конкурентов, Orlen отвоевал большую долю рынка. Именно это и есть главное наблюдение: рынок бензина стабилизировался и на замену небольшим частным трейдерам, хорошо поработавшим в 2022-2023 годах, приходят большие концерны.
За 9 месяцев 2024 года импорт бензина снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 6% до 919,5 тыс. т.
Более половины бензина (64%) поступило в Украину железнодорожным транспортом, рост за год составил 44% (590,5 тыс. т).
В то же время импорт бензовозами упал на 31%, до 220 тыс. т. Основным фактором изменения логистики можно считать польские забастовки, начавшиеся 6 ноября 2023 года и продолжавшиеся до 22 апреля 2024 года. В результате Польша потеряла почти 86% автоперевозок горючего, но заместила их железнодорожными.
Также существенно сократилось снабжение автодорогами из Болгарии (-59%), Словакии (-58%) и Латвии (почти на 100%).
После двухлетней балансировки 2024 года западное направление импорта одержало победу над южным. Мероприятие прибавило 22% (498 тыс. т), тогда как юг потерял 26% (421,7 тыс. т).
Главным образом южное направление потеряло объемы из-за существенного снижения поставок из Греции, отгрузки откуда в 2023 году носили ситуативный характер. В первом полугодии текущего года импорта оттуда вообще не было, а затем рынок немного подтянул объемы в рамках подготовки к повышению акцизов с 1 сентября (эта причина обусловила большие греческие объемы и в 2023 году).
А что произошло на западе? Буквально выстрелила Литва – на 40%, до 161,2 тыс. В сентябре Мажейкяй вообще стал самым крупным поставщиком бензина – 35,2 тыс. т (+38% по сравнению с августом). Литовцы удерживают статус одного из крупнейших поставщиков, несмотря на кардинальное изменение системы импорта после 2022 года.
“Одним из главных факторов этого успеха есть исторические связи с украинскими контрагентами и отличная репутация литовского продукта”, – считает директор Консалтинговой группы “А-95” Сергей Куюн. Но он добавляет, что все же главным фактором реинкарнации Мажейкяя в Украине цена.
Крупнейшим импортером литовского бензина WOG, на который приходится 39% литовского импорта бензина. В текущем году сеть нарастила импорт из Литвы почти вдвое – на 91% и, соответственно, способствовала укреплению позиций литовского производителя в целом.
И если литовцы – аксакалы украинского рынка, то германский бензин новичок, популярность которого растет в этом году месяц от месяца. С января UPG, а затем и другие (ОККО, WOG, Надежда, Мартин Трейд и др.) начали прямые поставки сначала с НПЗ PCK Schwedt, а впоследствии и с Holborn Europa Raffinerie. Проводником немецкого бензина в Украине также является польский Unimot, который начал снабжение откуда одним из первых.
За 9 месяцев из Германии было отгружено 117,6 тысяч тонн бензина. Крупнейшим импортером является UPG, на которую приходятся 66% общих объемов. По имеющейся информации, UPG также обеспечивает поставки других украинских покупателей немецкого продукта, в частности, “БРСМ-Нефть”.
Секрет нарастающей популярности немецкого горючего усматривается в его высоком качестве, в том числе благодаря отсутствию спиртов.
По сравнению с 2023 годом поставки из ведущих стран существенно не изменились: в Польше было приобретено 201,8 тыс. т бензина (203 тыс. т в прошлом году), в Румынии – 239,4 тыс. т (231,4 тыс. т).
Однако структура поставщиков из Польши отмечала существенные изменения. Настоящий прорыв совершил Orlen, увеличив отгрузку почти вдвое – 187,5 тыс. т против 95,4 тыс. т в прошлом году. Это стало возможным благодаря крупнейшим украинским импортерам – ОККО и WOG, которые, похоже, решили прекратить скитания по Европе и вернулись к своему старому проверенному поставщику. Вдвоем они прибавили польскому концерну почти 75 тыс. т. Этот объем фактически стал заменой греческим поставкам в 2023 году.
Кроме того, присоединилась к зеленой паре “Укрнафта”, заказав у Orlen еще 14,8 тыс. т бензина.
Можно с уверенностью утверждать, что польский гигант очень счастлив от этого, потому что продажа бензина является еще той проблемой в дизелизированной Европе. С учетом литовских объемов PKN Orlen стал крупнейшим поставщиком бензина в Украину в текущем году 345,2 тыс. т.
Но если где-то прибыло, где-то должно было уйти. Очень плодотворно отработав в 2022-2023 годах, Unimot хоть и занимает вторую позицию среди польских поставщиков бензина (11,2 тыс. т), но потерял 73%. Также фактически исчезли из перечня поставщиков из Польши Select Energy, Arcturus, BP Europa, Anwim и другие, которые в 2022 году первыми протянули руку украинским трейдерам.
OMV бодрствует
Очень активно разворачивались события и в Румынии – втором наибольшем направлении поставок бензина. Хотя с учетом результатов за 9 месяцев это направление можно назвать просто OMV. На счету компании 93% всех румынских объемов, а именно 223,1 тыс. т. При этом, как и Orlen в своей области, OMV привлекло при этом рост на 61% и полная аналогия с польским сценарием.
Между тем, Куюн отмечает, что рост объемов от OMV не произошел сам собой, а является результатом очень эффективной работы трейдерской команды.
“OMV Petrom продемонстрировала совершенно неприсущий крупным концернам стиль бизнеса, когда сделки могут заключаться буквально за один день”, – говорит эксперт “А-95”.
Что касается покупателей, то на манеже все те же. Указанное увеличение объемов произошло благодаря вездесущим ОККО и WOG, компанию которым составил Amic. Последняя в текущем году перешла на прямой импорт от производителя, благодаря чему показатель объемов вырос на 53%.
Прямые закупки у OMV начали Socar, VST, “Параллель”, “Евростандарт”, “АО Энерго Трейд” (бывшая “Альянс Энерго Трейд”), “Люкс Страна” и другие. Если в 2023 году ОККО (частично) и АО Энерго Трейд (весь свой объем) импортировали из Unicom Oil Terminal, то в этом году грузили исключительно из OMV.
Существенно уменьшился импорт из Rompetrol Rafinare (на 49% до 8,1 тыс. т). Стратегия этого румынского производителя по отношению к украинскому рынку остается непонятной.
Украинские киты
Первая тройка импортеров бензина по сравнению с прошлым годом не изменилась: ОККО, WOG и UPG. На них приходится 63% общих поставок. За отчетный период их объемы поставок выросли на 7%, 5% и 9%, до 326,3 тыс. т, 173 тыс. т и 79,7 тыс. т соответственно.
Выбыли из списка крупнейших “БРСМ-Нефть”, KLO и “Приват”. Последняя не импортировала горючее вообще, а импорт KLO и “БРСМ” уменьшился до 5,9 тыс. т и 8 тыс. т в соответствии с 14,3 тыс. т и 30,4 тыс. т в прошлом году.
В то же время в первом десятке появились новые имена: УНТК, АО Энерго Трейд, Параллель и Укрнафта.
Следует отметить, что в этом году ТОП-10 пополнился двумя оптовыми компаниями – УНТК и АО Энерго Трейд, которые нарастили закупки бензина соответственно в 2 раза и на 67%, до 19,1 тыс. т и 15,6 тыс. т.
Ощутимо увеличили объемы импорта бензина Amic – на 55%, до 23,9 тыс. т.
Выросла почти вдвое “Параллель”, импортировав 14,8 тыс. т. Кроме румынских объемов, компания покупала в экзотической Греции. Очевидно, что увеличение закупок бензина связано с получением контроля над сетью Мotto в конце 2023 г.
Анализ поставок бензина за 2024 год показывает стабилизацию рынка и концентрацию покупателей вокруг производителей и, соответственно, отказ от услуг посредников. Об этом свидетельствуют объемы роста отгрузок с заводов Orlen и OMV. Абсолютной сенсацией является Германия, импорт откуда было невозможно представить еще совсем недавно. В настоящее время между европейскими поставщиками и украинскими покупателями сложилась идеальная ситуация, когда первые решают вопросы сбыта профицитного продукта, а вторые закрывают потребности потребления Украины. (Наталья Курган, Enkorr)