Главой наблюдательного совета ПАО “Укрнафта” избран исполнительный директор НАК “Нафтогаз Украины” Юрий Витренко, который недавно устроил скандал о продаже газа подешевке. Почему именно он? И причем здесь интересы совладельца группы “Приват” Игоря Коломойского?
В “Укрнафте” этой весной меняется руководство на более лояльное к названному олигарху, во всяком случае так пишут СМИ. 50%+1 акция крупнейшей нефтедобывающей компании Украины принадлежит “Нафтогазу”, а свыше 42% акций контролирует группа “Приват”. И вот 28 марта акционеры ПАО “Укрнафта” досрочно, с 30 апреля 2019 г., прекратили полномочия главы правления Марка Роллинса и избрали временно исполняющим его обязанности Олега Геза, которого относят к сфере влияния Коломойского. Геза якобы уполномочили вести переговоры с “Нафтогазом” о разделе “Укрнафты” и решении проблемных вопросов, таких как погашение долгов НАКа за природный газ (о них – чуть ниже).
В тот же день был переструктурирован и наблюдательный совет “Укрнафты”, откуда, в частности, исключили главу правления “Нафтогаза” Андрея Коболева, но Витренко и еще двое представителей по квоте НАК остались. Еще двое человек теперь представляют там интересы “Привата”, но больше всего в совете – шестеро – независимых наблюдателей. Важно, что набсовету “Укрнафты” передали полномочия назначать и увольнять председателя правления компании (ранее это могло только собрание акционеров). Логично, что теперь во главе этого органа “Нафтогазу” выгоден опытный Витренко, чтобы присматривать за Гезом, который, вероятно, связан с миноритарными акционерами. Но это не единственная и не главная причина, по которой НАК содействует возвышению Витренко в “Укрнафте”.
Дело в том, что в самом “Нафтогазе” Витренко стало тесно в рамках своих обязанностей, после того, как осенью прошлого года его полномочия урезали: топ-менеджера фактически отстранили от управления основными газовыми потоками, передав их Андрею Фаворову, под которого в НАК была создана должность руководителя газового направления. Он, кстати, ранее возглавлял собственную энергетическую компанию “ЭРУ Трейдинг”. Не прошло и трех месяцев, как началось…
В феврале Витренко, согласно его служебным запискам в службу комплаенса и в набсовет “Нафтогаза”, заподозрил наличие коррупционных схем в некоторых случаях продажи газа из газовых хранилищ в IV квартале 2018 г. По его мнению, суть коррупционной схемы в том, что назначенный недавно именно Андрей Фаворов может быть причастен (не без выгоды для себя) к продаже “нафтогазовского” газа из подземных хранилищ по заниженным ценам той-таки компании “ЭРУ Трейдинг” (которая могла заработать на этих операциях $2,2 млн.). Конфликт удалось замять, но осадок остался… А сейчас Витренко взамен дают под управление дополнительную лакомую должность и новые полномочия, уже в “Укрнафте”. Чтоб не нервничал и не критиковал.
Но вернемся к “Укрнафте”… По данным СМИ, в конце марта в “Нафтогазе” якобы решили оплатить “Укрнафте” 4,06 млрд. куб. м газа. Из них 2 млрд. куб. м – в счет будущих поставок. Еще 2,06 млрд. куб. м – это газ, добытый в 2006 г., который “Нафтогаз” использовал для нужд населения, но не оплатил.
Предполагалось, что часть из полученных “Укрнафтой” средств будет использована на погашение налоговых долгов компании (которые, по данным компании, составляют 10,6 млрд. грн., а по оценкам аналитиков – намного больше). Они возникли потому, что в 2014 г. “Укрнафта” перестала платить в бюджет ренту на добычу нефти и газа и ряд других налогов. Это стало поводом для многолетних судебных разбирательств. И вот деньги “нашлись”.
Правда, источником погашения налоговых долгов “Укрнафты” должны были стать не средства, выплаченные “Нафтогазом” за 4,06 млрд. куб. м, а оплата по счетам от других компаний, которые стали должниками крупнейшей нефтедобывающей компании (дебиторская задолженность). Произошло это в 2014-2015 гг., когда топ-менеджмент. “Укрнафты” был подконтролен группе “Приват”. Именно тогда из компании якобы вывели на счета фирм-“прокладок” миллиарды грн.ь предоплаты за нефтепродукты, которые так и не были поставлены. Примечательно, что долгое время глава правления “Нафтогаза” Андрей Коболев пытался вернуть эти деньги и отправить их на нужные цели, но все круто изменилось в последние месяцы.
Заминка лишь в том, что 27 марта Кабмин сыграл на опережение и обязал правление “Нафтогаза” предварительно согласовывать с правительством решения относительно крупных сделок в дочерних компаниях (до утверждения финплана).
Почему же “Укрнафта” снова уходит под влияние Коломойского? Коболев, как мы помним, со скрипом остался главой правления “Нафтогаза”. У него напряженные отношения с правительством (ему не хотели продлевать контракт из-за высоких премий и невыполнения некоторых обязательств, хотя в результате оставили на год с определенными условиями). Но у Коболева есть союзники – посол США, несколько ЛОМов, ориентирующихся на посольство и ряд более чем влиятельных представителей “Народного фронта”. И вот теперь с уверенностью можно говорить о том, что на какое-то время его союзником станет Игорь Коломойский. По большому счету Коболев подстраховался со всех сторон и на все возможные варианты результатов президентских выборов. (Алекса Швец, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)