Реформа энергорынка происходит при полном отсутствии координации со стороны государственных органов власти. Каких последствий ожидать?
В конце марта состоялись очередные собрания Совета оптового рынка электроэнергии (ОРЭ). Лейтмотивом заседания стала оценка готовности участников энергорынка к внедрению полномасштабной модели рынка электрической энергии с 1 июля 2019 г.
Мнения руководителей энергокомпаний распределись в диапазоне – от полностью “не готовы” к полностью “готовы”.
Сложился некий энергетический парадокс: готовность участников к работе отдельно и неготовность к полноценной работы рынка вместе.
А если более точно, то рынок запустить можно, а вот получить от него то, что все ожидали – нет.
Сегодня нет консолидирующего центра для объединения подготовленных компонентов новой модели рынка в единый работающий механизм. Какая причина?
Первые три месяца функционирования новой модели розничного рынка электрической энергии показали, что чуда не произошло.
Несмотря на перенос на месяц позже сроков внедрения организационных и структурных новаций, результат оказался неутешительным.
Состояние расчетов за потребленную электроэнергию ухудшилось, коммерческий учет не соответствует требованиям Кодекса, а объем перекрестного субсидирования вырос – таков неполный перечень проблемных вопросов на рынке электрической энергии, которые сегодня остаются никем не решаемыми.
Кроме того, что очень волнует, так это то, что цены на электроэнергию, купленную различными поставщиками универсальных услуг по ОРЭ, стали еще более отклоняться от рыночного уровня по сравнению с рыночным периодом.
Чтобы понять всю экономическую несостоятельность внедрения новой модели со старым перекрестным субсидированием, приведу наиболее вопиющие примеры искажения ценового рыночного пространства среди поставщиков универсальных услуг.
За первый квартал при оптовой рыночной цене 169 коп./кВт-ч средняя цена покупки электроэнергии с ОРЭ поставщиками универсальных услуг составила 70 коп./кВт-ч, а тройка лидеров по низким ценам, которые невозможно объяснить экономическими факторами, выглядит так:
– “Энер Восток” (Луганская область) – 24 коп./кВт-ч;
– “Кировоградская снабжающая компания” – 44 коп./кВт-ч;
– “Житомирская энергоснабжающая компания” разделила третье место с компанией “Энер Винница” – 48 коп./кВт-ч.
Среди производителей нет ни одного, кто продавал электроэнергию в оптовый рынок по таким низким ценам.
Можно было бы наблюдать за этим “экономическим чудом” до даты внедрения полноценного рынка – 1 июля 2019, но судя по всему, ликвидировать перекрестное субсидирование пока никто не собирается.
Более того, в медиапространство заброшенные положения, это бремя может быть дополнительно переведены на компанию НАЭК “Энергоатом”.
Сразу выскажу свою оценку: именно с такой конфигурацией полномасштабный рынок не взлетит.
Провальным и показательным при новой модели энергорынка стал тот факт, что страховой компонент рынке в виде поставщика последней надежды (ПОН) превратился в узаконенный механизм, позволяющий отдельным группам потребителей не платить за электроэнергию.
Так, за январь-март 2019 уровень расчетов ПОН за электроэнергию с ОРЭ составил мизерные -32%.
Задолженность ПОН перед ОРЭ выросла на 1 млрд. грн., что составляет 30% от прироста общей текущей задолженности в этот период всех поставщиков электроэнергии (3600000000 грн.).
Главные неплательщики – все те же государственные угольные предприятия, водоканалы, теплокоммунэнерго, не платили и раньше.
По закону, все неплательщики первого апреля должны быть отключены. Но так не произошло.
Щель, чтобы не выполнить требования закона найдена и бесплатный отпуск электроэнергии, при поддержке государства, продолжает свое опасное существование.
Пригрозили, поссорили, пассивные отключения сделали – все неплательщики продолжают работать в бесплатном режиме.
Проблема неплатежей, основным генератором которых является государство в виде подотчетных учреждений, не решена и по-прежнему перекладывается на плечи энергетиков.
И силовые органы приходят не к тем, кто не платит, а к тем, кто выключает неплательщиков. Тупик.
И второй фактор, почему полномасштабная модель может не заработать с 1 июля 2019
Позвольте мне, как энергетику, не поверить в объяснения, что два с половиной года недостаточно, чтобы подготовить водоканалы и угольные предприятия к работе в рыночных условиях.
Экватор на пороге
Итак, какая картина вырисовывается сегодня после представленных объяснений в результате трехмесячной работы новой модели розничного рынка.
Во-первых, положение Переходных положений Закона “О рынке электрической энергии” не выполнено.
На сегодняшний день нет никаких прогнозов, они будут выполнены до первого июля.
Отмечу, что все невыполненные положения относятся к обязательным условиям функционирования полномасштабного рынка электроэнергии: ликвидация перекрестного субсидирования, прекращение бесплатного отпуска электроэнергии, структурные реформы государственных предприятий ГП “Энергорынок” и НЭК “Укрэнерго”, полугодовое тестирование рынков в теневом режиме (не путать с тестированием программ с 2-3% участников) и вопросы решения долгов.
Во-вторых, анализ невыполненных положений Закона “О рынке электроэнергии” приводит к выводу о длительной отстраненность правительства от своей прямой обязанности: координировать действия участников энергорынка через Координационный центр при Кабинете министров.
К сожалению, этот государственный орган по непонятным причинам фактически прекратил свою деятельность с апреля 2018 года в период, когда он был наиболее востребован.
Перевернув все события реформ в ретроспективе, я убежден, что не было ни одной объективной причины для невыполнения положений закона в установленные сроки.
Мы умудрились в очередной раз все нарушить, а теперь еще есть шанс полностью разрушить реформы, если с первого июля запустим модель полномасштабного рынка электроэнергии при неизменных существующих обстоятельств, включая полную политическую неопределенность.
Позвольте спрогнозировать, что в таком случае мы будем мать не полномасштабный рынок электроэнергии, а мутанта действующего оптового рынка электрической энергии со многими головами, которые будут действовать по отдельности.
В результате финансовый и технический коллапс, а вскоре – полное новое перезагрузка?
В качестве альтернативы, на сегодня также рассматривается другой сценарий, при котором необходимо переносить сроки внедрения с последовательным запуском отдельных сегментов рынка электроэнергии.
Но такой вариант может иметь смысл только при условии, если правительство станет главным драйвером этих реформ.
Совет рынка задумалась, что делать дальше. Все ожидают глубокое погружение правительства в эту тему. Пока идет пауза. Смятение. (Иван Плачков, председатель Всеукраинской энергетической ассамблеи, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)