Турецкий строительно-энергетический холдинг GURIS готов уже в июне начать строительство в Закарпатье первой в области ветроэлектростанции мощностью 120 МВт.
ВЭС планируется разместить в восточной части верховья долины Боржава.
Предполагается строительство 34-х ветрогенераторов на территории пяти сельсоветов в Воловецком и Свалявском районах (за пределами населенных пунктов). На территории ветропарка планируется также построить подстанцию ПС 35/110 кВ “ВЭС Воловец”, три распределительных пунктов и подземную линию электропередачи напряжением 35 кВ и 110 кВ.
Проект Smart Borzhava был разработан после того, как в 2017 году Государственное агентство по энергоэффективности и энергосбережению Украины пригласило ряд турецких компаний, включая GURIS, для сотрудничества с целью ускорения темпов развития “зеленой” энергетики в стране, рассказывает представитель GURIS Лоик Лерминьо.
“Придя в Украину, мы взялись за разработку проектов в двух областях, где не было ни одного ветряка – в Одесской и Закарпатской – сейчас завершено строительство Овидиопольской ВЭС мощностью 30мВт под Одессой, и в апреле она должна начать отпускать электроэнергию в сеть, – рассказывает он. – Следующий проект – ветропарк в Закарпатской области, на горном хребте Боржавы, где среднегодовой показатель силы ветра составляет 8 метров в секунду, что оптимально для работы ВЭС “.
Боржавский позвоночник был выбран потому, что в Карпатах, где много лесов, природоохранных зон и мало возможностей для удобного подключения к электросети, достаточная сила ветра есть только на горных хребтах, продолжает Лоик Лерминьо. “Выбранные для нашего проекта участка расположены близко к подстанции НЭК” Укрэнерго “, поэтому можно проложить кабель под землей, – говорит он. – Размещение ВЭС именно на этом месте предусмотрено схемой планировки территории Закарпатской области до 2031 года, разработанной ГП “Украинский государственный научно-исследовательский институт проектирования городов” Гипроград “и утвержденной сессией Закарпатского облсовета еще в 2013 году – задолго до начала нашего проекта”.
Изначально проект планировался на территориях трех районов Закарпатья: Савеловского, Воловецкого и Межгорского, рассказывает Лоик Лерминьо.
“Однако против проекта выступила сообщество парапланеристов, которые осуществляют полеты в Межгорье, а за ними и общественность этого района, – объясняет он. – Мы оставили территории, где нас не хотели видеть “, то есть ушли из Межгорье, сократив количество запланированных ветроустановок с 52 до 34, старт полетов парапланеристов находится на расстоянии более 3 км от крайней ветроустановки, но они все говорят об опасности, тогда как в португальском городке Монталегре ВЭС “Терра Фриа”, где установлено 18 ветрогенераторов, находится в двух километрах от места старта полетов международных соревнований “.
Для реализации проекта, который стартовал в 2017 году, GURIS создала дочернюю компанию – ООО “Атлас Воловец Энерджи”.
“Сейчас мы прошли практически все этапы, начиная от поиска подходящей территории и проведения на ней ветровимирювань, решения земельных вопросов, прохождение разрешительных процедур и заканчивая процедурой оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), – рассказывает Лоик Лерминьо. – В данный момент проходит общая экспертиза, после которой переходим к финальному этапу – получение разрешения на строительство “.
“При условии получения разрешения на строительство ВЭС, мы готовы приступить к реализации проекта в июне текущего года, – рассказывает Лоик Лерминьо. – Ранее планировалось начать реконструкцию подъездной дороги в Воловецком районе в мае текущего года, однако положительное заключение о влиянии проекта на окружающую среду скорректировал наши планы. Так, оно содержит ряд ограничений в частности, строительные работы должны начаться не ранее 15 июня 2019, когда закончится период размножения животных “.
Стоимость боржавского проекта составляет около 120 млн. евро.
Благодаря строительству ВЭС регулярно наполняться местные бюджеты, рассказывает представитель GURIS. “Уже сейчас за аренду земельных участков платим около 50 тыс. Евро в год – за 25 лет уплаты арендной платы и социальных взносов инвестором местные бюджеты наполнятся на сумму более 2500000. Евро, а плюс уплаченные налоги и сборы в местные бюджеты – значит как минимум 5 млн. евро, – уточняет он. – Также мы инициировали дополнительные перечисления в местные бюджеты – 50 тыс. Евро ежегодно как социальный взнос инвестора в развитие местной инфраструктуры (после ввода объекта в эксплуатацию), уже начали спонсорскую деятельность в Савеловском и Воловецком районах Закарпатской области “.
Проект будет способствовать созданию условий для развития туризма в Закарпатье, уверен Лоик Лерминьо. “Мы обязались реконструировать единственную в округе дорогу на пастбище Боржава протяженностью 8 км, которая сейчас находится в аварийном состоянии, проехать по ней может разве что военный тягач, – объясняет он. – Реконструкция дороги откроет доступ на пастбище, а значит, в Воловецком районе начнет активнее развиваться туризм, люди смогут посещать нашу ВЭС с ознакомительными экскурсиями – как это происходит в Австрии, Черногории, Шотландии и других странах “.
Отчет по анализу влияния проекта на окружающую среду, над которым работали более 20 специалистов из разных областей науки, сотрудники ведущих научных учреждений Украины, в который вошли несколько специально проведенных научных исследований, в частности, орнитологическое и анализ ценных видов растений и животных, доказал, что опасения экологов не обоснованы, подчеркнул Лоик Лерминьо. “Мы дополнительно заказали исследования Appropriate Assesment – анализ влияния проекта на природные очаги, согласно европейским природоохранных директив (кстати, украинское законодательство подобных исследований от застройщика не требует), – объясняет он. – Выводы экспертов говорят, что влияние ВЭС на живую природу будет минимальным, причем противники строительства ВЭС на Боржави – объекта Изумрудной сети Европы,
Для сведения к минимуму воздействия строительства на природу GURIS будет использовать исключительно существующие дороги, укатанные квадроциклов, каждый ветряк займет всего 4 сотки, рассказывает Лоик Лерминьо.
“Чтобы сохранить существующий ландшафт и минимизировать вмешательство в природу, планируем применить несколько инновационных экологических решений в строительстве: соединительные дороги между ветровыми установками будут строиться по технологии” экологическая тропа “- эта технология считается одной из самых экологичных в мире, поскольку покрытие” ЭКОМАТ “позволяет отказаться от выемки большого количества грунта и требует минимального количества задействованной техники, – говорит он. – Еще один экологическое нововведения в строительстве Вес-Enviro-Mat 2 для установки ветровых генераторов, позволяет в разы сократить выемку грунта – это полностью органический способ, так повреждена растительность быстро восстановится – мы стали первыми в Украине, кто применил технологию Enviro-Mat в Украина-при строительстве Овидиопольской ВЭС “. (ЭлектроВести/Энергетика Украины и мира)