Вечером 16 апреля четвертая в мире по запасам природного газа компания “Туркменнефтегаз” решила вернутся на рынок ЕС. Корпорация заявила, что возобновляет остановленную в 2016 г. прокачку природного газа из Туркменистана в северном направлении на Узбекистан, Казахстан и РФ.
Если учесть, что в 2016-2019 годах роста потребления азиатских ресурсов на внутреннем рынке РФ не зафиксировано, можно прийти к выводу, что в ближайшее время “Газпром” вернется к старой схеме. Займется смешением ресурса разных производителей с последующей перепродажей азиатского газа потребителям Центральной Европы.
Глобальный масштаб
Заявившая о возобновлении поставок компания “Туркменнефтегаз” оперирует месторождением Галкыныш с запасами более 20 трлн. куб м газа. Оно осваивается с помощью инвестиций КНР с дальним прицелом на Европу: оперирующим в Туркменистане китайским компаниям выгоднее продавать газ в направлении ЕС, который расположен ближе к месторождению, чем индустриальные районы восточного Китая.
Опережают Туркменистан по запасам Эмират Катар и Исламская Республика Иран с газовым полем месторождений Pars, где подтверждено наличие 27 трлн. куб газа. Первое же место в мире по запасам занимает “Газпром” с несколькими удаленными от ЕС месторождениями Сибири и Арктики. Крупнейшим из них считается Уренгойское с запасами 10 трлн. куб м.
Соглашение о возобновлении экспорта газа в Европу между ЕС и Туркменистаном было заключено осенью 2018 года. После этого ЕС приступил к формированию официального представительства ЕС в туркменской столице Ашгабат и начал работу по учреждению консорциума Caspian Gas Pipelines. Этот газопровод обходит территории РФ и Украины, и конкурирует с газопроводом “Средняя Азия Центр” (САЦ).
Согласно проекта он должен пройти из Туркменистана в Азербайджан по дну Каспийского моря, юридический статус которого летом 2018 года окончательно определили как “международные воды”, хотя прежде Каспийское море, равно как и Азовское, с подачи РФ считалось “озером”. На выходе новый Каспийский газопровод должен соединится с газопроводом TANAP, который был запущен в Турции в 2018 году под патронатом ЕС.
Все это противоречит интересам РФ. Потому у России попросту не осталось другого выхода, кроме как вернутся к ранее прекращенным перепродажам туркменского газа, в надежде хоть как-то оттянуть время запуска нового проекта.
Проблемные места перепродажи
По планам российского “Газпрома”, определенную часть нового ресурса с 2020 года может взять новый трубопровод “Турецкий Поток”. Однако потенциальный покупатель находится слишком далеко. К тому же имущественный статус сухопутной части трубопровода из-за позиции властей Турции уже несколько лет находится в подвешенном состоянии. По этим и другим причинам львиную часть перепроданного азиатского ресурса “Газпрому” уже с конца 2019 года придется поставлять в ЕС через Украину, в том числе через рискованные в плане транзита восточные районы нашей страны.
Прежде всего это касается крупнейшей в Восточной Украине узловой компрессорной станции линейных магистральных газопроводов в Новопскове. Ее российские оккупанты захватывали в 2014 году, но затем она была отбита. Еще одной рискованной точкой возобновляемого транзита в ЕС с восточного направления Украины могут стать два единственных в стране частных трансграничных магистральных газопровода: один из них соединяет оккупированный восток Луганской области с Новошахтинским районом РФ, а другой частый газопровод идет из Таганрога в Мариуполь для питания предприятий “Метинвест”.
Последний давно перестал работать из-за оккупации района Новоазовска, но может восстановить прокачку, если в Киеве изменится политическая конъюнктура. А ее определяет квотный принцип формирования менеджмента НАК “Нафтогаз Украины” доверенными лицами партий правящей парламентской коалиции. Если во взаимоотношениях сил коалиции в Киеве что-то изменится, менеджмент будет вынужден “временно” открыть рискованные восточные районы страны для возобновления транзита газа, который российские компании начали пререкупать у туркменских и китайских производителей Средней Азии.
“Плохой” транзит
Сугубо теоретически наращивание Украиной транзита с Востока, то есть границ Луганской и Донецкой областей, а не Сумской области и Харькова, выглядит как сплошной позитив для всех сторон процесса. Но это не так. Кроме региональных рисков, для негативного прогноза есть еще ряд причин.
Первая заключается в том, что в истории Украины все многочисленные “уходы-приходы” туркменского ресурса на рынок транзита и импорта погружали в глубокий стресс и всю систему управления газотранспортной отраслью, и все внутренние газовые рынки. И вряд ли 2019 год станет исключением.
В 1996-2012 годах эти стрессы моното повторялись. Дело в том, что среди игроков газового рынка Украине всегда находился тот, кто первым долетал до Кремля с личной проблемой -сначала договориться об особых условиях транзита, расчетов и импорта газа для себя, а уж затем для всех остальных.
Вторая лежит в несколько иной плоскости. Еще год назад выгодополучателем от “внезапного” наращивания транзита через Украину могла стать только НАК “Нафтогаз Украины”, которую Стокгольмский арбитраж обязал регулировать все отношения с “Газпром”. Включая принятие будущего долгосрочного соглашения о транзите.
Однако в конце 2018 года ситуация изменилась, будто кто-то в Киеве точно знал, что именно весной 2019 года Кремль решит вернутся к схеме перепродажи азиатской газа. С этого периода в транзитных услугах появилось два новых лица, государственные ООО “Магистральные Газопроводы Украины” и дочерняя компания “Укртрансгаза” – госпредприятие “Оператор Газотранспортной Системы Украины”.
Что до региональных рисков, то они обусловлены целым рядом факторов. Как, к примеру, организовать достаточно строгий режим растаможки газа на восточных границах Украины (компетенция Гостаможслужбы), и наладить надежную систему его учета (компетенция операторов ГТС). Эти риски усугубляются и постоянной коррекцией реформ управления ГТС, и подвешенным статусом Энергетической таможни. С осени 2018 года она вместе с материнской Гостаможслужбой вступила в очередной этап реформирования.
Черная дыра
Вместе с тем, газотранспортная инфраструктура оккупированных приграничных районов Украины в 2017-2018 годах лихорадочно концентрировалась. И в итоге, в настоящее время, магистральные и распределительные газопроводы по ту сторону фронта координируются компаниями Измайловской и Подольской групп московского капитала. А нешуточная конкуренция между ними наглядно демонстрирует динамику подготовки к всплеску полулегального и вообще нелегального импорта газа через линию фронта на внутренний украинский рынок.
Напомним, что сейчас российский монополист якобы бесплатно поставляет частным компаниям на оккупированных территориях Украины более 2,5 млрд. куб м “гуманитарного” природного газа. С возобновлением перепродажи азиатского топлива, этот объем технически можно будет увеличить в десятки раз. Именно Луганск и Донецк, а не Сумы и Харьков ближе к азиатским поставкам. В этом и заключается газовая эксклюзивность Донбасса, даже если ресурс будет идти не напрямую из Средней Азии, а по своп-контрактам и трансфертам вроде обмена объемов “Уренгой на Оренбург”. (Андрей Старостин, Ubr.ua/Энергетика Украины и мира)