Мощности и прибыли солнечных электростанций домохозяйств обрежут. Недавно принятый закон 8449-д ограничит возможность украинцев получать “зеленый” тариф уже сейчас. Что делать, чтобы избежать негативного сценария?
Хуже чем ожидалось
16 мая появился подписанный председателем Верховной рады текст долгожданного закона 8449-р, более широко известного как “закон об аукционах”.
С момента его принятия в медиа было опубликовано десятки материалов о том, что он резко ограничивает возможность Украинская устанавливать домашние солнечные электростанции на земле своих участков.
Считалось, что положение печально правки №24 ограничит возможность получать “зеленый тариф” гражданам, которые будут устанавливать солнечные электростанции, только в будущем. Однако оказалось, что это не так.
По крайней мере, текст закона, который был подписан спикером ВР, указывает на другое.
Согласно документу, нововведение коснется и тех, у кого уже установлены домашние солнечные электростанций. Текст закона прописан так, что НКРЭКУ просто вынуждена будет назначить “зеленый тариф” только на ту часть мощности домохозяйств, установленной на крышах и фасадах.
Еще раз – украинцы, которые уже запустили свои солнечные электростанции, получать выплаты по “зеленому тарифу” лишь по той части своих СЭС, которые установлены на крышах и/или фасадах зданий и капитальных сооружений. Это, кстати, в том случае, если потребитель подтвердит, что эти сооружения – капитальные.
То есть, создается прецедент ограничения право украинского на гарантированное им законом и предоставление обратного действия во времени нормам закона, прямо противоречат статье 58 Конституции Украины.
Откуда такой вывод?
Из анализа текста закона, который уже подписал Андрей Парубий и вот-вот подпишет президент Петр Порошенко и, исходя из принципов работы НКРЭКУ, которая руководствуется в своей работе законами.
Ниже формулировки порядка установления “зеленого” тарифа для домашних электростанций в законе:
“Зеленый” тариф на электрическую энергию, произведенную из энергии солнечного излучения генерирующими установками частных домохозяйств, установленная мощность которых не превышает 50 кВт, при условии их расположения на крышах и / или фасадах зданий и других капитальных сооружений, устанавливается на уровне розничного тарифа для потребителей второго класса напряжения на январь 2009 г., умноженного на коэффициент “зеленого” тарифа для электроэнергии, произведенной из энергии солнечного излучения генерирующими установками частных домохозяйств, установленная мощность которых не превышает 50 кВт, при условии их расположения на крышах и/или фасадах зданий и других капитальных сооружений “.
Читая этот фрагмент закона, следует понимать несколько важных особенностей установления “зеленого” тарифа для домохозяйств:
– Закон не изменяет институт, который устанавливает “зеленый” тариф для домашних СЭС – этим, по-прежнему будет заниматься НКРЭКУ.
– НКРЭКУ ежеквартально устанавливает “зеленый” тариф собственным постановлением для корректировки изменений курса гривны к евро (“зеленый” тариф привязан к евро).
– Закон не различает существующие домашние СЭС, смонтированы по “старому” закону, действовавшим во время монтажа и новые домашние СЭС, которые должны отвечать требованиям “нового” закона.
– Закон позволяет получать “зеленый тариф” только для той части домашних СЭС, установленных на крышах и фасадах “зданий и капитальных сооружений”.
А теперь моделируем поведение сотрудников НКРЭКУ, которые в конце этого квартала будут вынуждены выполнять “новый” закон, подготовить и принять новое постановление об установлении “зеленого” тарифа для домашних СЭС.
В основном это умные люди, которые знают, что закон не имеет обратной силы. Нарушение закона может иметь конкретные последствия для них лично. В отличие от нарушения конституционных принципов, которые заложили в законе депутаты.
Не пройдут возможности поквитаться с надоедливыми владельцами домашних СЭС и облэнерго. Они просто укажут на положения закона, чтобы лишний раз “покаламутыты воду” – в “мутной” воде легче и рыбку ловить.
Фактически это означает, что потребителям нужно будет переподписывать договоры и перерабатывать “обрезанные” проекты домашних СЭС и переутверждать их. И всегда найдутся те, кто в этой “мутной” воде будет предлагать “решить вопрос” за “Толику маленькую”.
Поэтому наступает эпоха раскулачивание владельцев домашних СЭС, которые имели неосторожность поверить в серьезность намерении украинского государства поддержать распределенную генерацию по возобновляемой энергетике. Речь идет об украинцах, которые уже вложили в домашние СЭС 180 млн. евро.
Речь идет о защите интересов более 10000 украинских семей, инвестировавших свои средства в домашних солнечные электростанции и поверили в серьезность намерений украинского правительства поддержать малый генерацию.
Кулуарность разработки закона и игнорирование интересов малых участников рынка дали эти ужасные последствия. И с ними надо что-то делать уже сейчас.
Что делать
Давайте перейдем сразу к тому, как решить ряд проблем, которые создал закон 8449-Д.
Есть такие варианты:
Вето. Президент все основания и законное право наложить вето на закон, поскольку в нем нарушены конституционные права граждан (закон не может иметь обратной силы). После этого исправлен закон придется подавать на повторное рассмотрение в Верховную Раду.
Регуляторная нейтрализация. НКРЭКУ могут занять выжидательную позицию – утвердить в конце июня “зеленый” тариф по новому закону, но не отменять постановление о “зеленый” тариф на 2 квартал.
Тем временем “старые” ГСЭС остаются без индексации тарифа, но хотя бы с каким – “старым” “зеленому” тарифу. В целом вариант сомнительный, потому что могут вылезти другие правовые коллизии. В конце концов, члены НКРЭКУ осознают возможные последствия.
“Специальный” технический законопроект. Законопроект, который устранит негативные последствия Правки 24 может быть оперативно принят Верховной Радой, если ее работа не будет парализована досрочными выборами.
Технический законопроект как часть законопроекта о переносе даты запуска рынка электроэнергии, необходимость которого “большие” игроки рынка активно обсуждают. И “большие” могли бы помочь домашним СЭС.
Мы не оставляем надежды, что здравый смысл и инстинкт самосохранения приведет этот момент на путь истинный и они защитят инвестиции Украинские и их конституционные права. (Алексей Хабатюк, Зинченко Андрей, Александр Сокиржинская, соучредители Союза активных потребителей и просьюмеров, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)