Ежегодный чистый прирост альтернативной энергетики в мире должен быть равен не менее 60%. Именно такие показатели позволят достигнуть целей Парижского соглашения по климату.

Соглашение по климату в декабре 2015 г. впервые в истории объединило усилия 195 стран мира (из 198 существующих). Государства договорились, что в период с 2018 г. по 2030 г. объемы производства в мире за счет возобновляемой энергетики (ВИЭ) должны увеличиваться в среднем более чем на 300 ГВт ежегодно.

Вместе с тем, по данным Международного энергетического агентства, в 2018 году производство практически всех видов альтернативной энергии, включая солнечную, ветровую, гидроэнергетическую, биоэнергетическую и другие, увеличилось примерно на 180 гигаватт (ГВт), что эквивалентно уровню 2017 г.

Обеспокоенность у МЭА вызывает и тот факт, что в 2018 г. выбросы углекислого газа, связанные с энергетикой, выросли на 1,7% и достигли исторического максимума в 33 гигаты.

“Мир не может позволить себе нажать на “паузу” в расширении использования возобновляемых источников энергии”, – отметил исполнительный директор МЭА доктор Фатих Бирол.

Тем более, что серьезный прорыв в конкурентоспособности чистых видов энергии становится все более очевидным. Их выработка дешевеет, полагают аналитики агентства “Блумберг”. А это значит, что такие технологии, как солнечная и ветровая вполне могут конкурировать с газовыми электростанциями.

В заботе об экологии

Самая большая проблема при использовании ископаемого топлива – это парниковые газы. Именно они приводят к глобальному изменению климата. Причем Россия – пятая страна в мире по таким антропогенным выбросам.

Парниковых газов от ядерной энергетики, конечно, меньше, чем от угольной, но спасти планету от изменения климата с ее помощью не получится.

Даже если мощность реакторов по всему миру вырастет в четыре раза, это приведет к сокращению выбросов углекислого газа всего на 6%.

Тем более, что строительство стольких АЭС займет долгое время и потребует больших затрат. Тогда как производство ветряных электростанций в море, теперь требует почти вдвое меньше инвестиций за счет использования больших турбин.

Сегодня предлагается сразу несколько крупных проектов на шельфе, которые смогут обеспечивать электричеством одновременно несколько стран. Например, нидерландская TenneT предлагает создание энергетического хаба в центре Северного моря, который сможет обеспечивать энергией, выработанной ветряными турбинами, сразу пяти прибрежных стран. А одна из крупнейших нефтекомпаний мира Shell будет инвестировать в экспериментальный проект по генерации энергии летающими “ветряками” – планерами.

Так ли дорого и долго?

За последние десятилетие стоимость электроэнергии, произведенной солнечными станциями, подешевела на 77%, наземными ветряными станциями – на 38%. При этом позитивный тренд наблюдается и в России: по оценке правительства, с 2015 г. по 2017 г. плановые капитальные затраты в солнечной энергетике упали на 10,7%, а в сфере ветрогенерации – на 33,6%.

Возобновляемая энергетика нуждается в существенной поддержке в период становления, но с годами она становится все эффективнее и экономичнее. На энергетическом рынке даже появился термин subsidy-free (свободная от субсидий).

В доказательство этого утверждения, в Великобритании в 2017 г. открылась солнечная станция без государственной поддержки, а в Нидерландах к 2022 г. построят такой же первый в Европе не субсидируемый морской ветропарк. Государство заплатит только за его подключение к сети.

Опыт других стран

В Германии сегодня почти в 80 раз больше солнечных электростанций, чем в России, в Японии – в 92, в Китае – в 245 раз. В Индии стоит в 245 раз больше ветряков, чем в России, в США – в 665, в Китае – в 1406.

ВИЭ Германии ежегодно обеспечивают около трети электроэнергии, производимой в стране, в основном за счет солнца и ветра. Только за первую половину 2018 г. “зеленая энергетика” в Германии обеспечили свыше 40% потребностей в электроэнергии.

Пострадавшая от “мирного атома” провинция Фукусима в Японии поставила цель получать 100% энергии от ВИЭ к 2040 г. Переход идет за счет и больших ветропарков и маленьких солнечных станций, которые устанавливают на общественных зданиях и личных домах.

В 2012 г. первая солнечная электростанция мощностью 500 мегаватт будет пущена в Омане. По планам властей страны, к 2030 г. совокупная мощность электрогенерации за счет возобновляемых источников энергии должна достичь 4 гигаватт.

Лидером же в области развития ВИЭ в мире остается Китай. Он, по прогнозам МЭА, и станет основным потребителем возобновляемой энергии в мире, обойдя ЕС к 2023 г.

Из всех крупных энергопотребителей доля ВИЭ наиболее высока в Бразилии, где почти 45% приходится на био- и гидроэнергетику.

А что в России?

Россия упоминается в отчете МЭА преимущественно в разрезе гидроэнергетики, входя в пятерку стран-лидеров по введению новых мощностей в этом секторе.

Одновременно с этим аналитики МЭА отмечают крайне низкую роль ВИЭ в теплогенерации в РФ (не более 2,5% к 2023 г.).

Сетевые ВИЭ в нашей стране пока в начале пути, но солнечные и ветровые станции могут свободно встраиваться в существующие электросети и поставлять электроэнергию в промышленных масштабах. Это доказал опыт эксплуатации солнечной электростанции “Заводская” неподалеку от Астрахани.

А в Мурманской области планируется строительство ветропарка. Выработка электроэнергии от него составит около 750 ГВт-ч в год. Реализация проекта позволит достичь значительное снижение выбросов углекислого газа в атмосферу.

Большим КПД обладают ветроустановки, расположенные в предгорных и горных районах Кавказа, Алтая, Урала. Развитие ветроэнергетики ведется на российских побережьях Тихого и Северного Ледовитого океанов. Кроме того, рассматривается возможность создания крупных ветропарков на побережьях Каспийского и Азовского морей, на юге Камчатки и п-ове Кольском. Есть ветропарки в Крыму, республике Башкортостан, Калининградской области и на Камчатке.

По оценкам корпорации Росатом, рынок ветроэнергетики в РФ к 2024 г. может составить 3,6 ГВт с оборотом порядка 200 млрд. руб. в год. А по данным РАВИ (Российской ассоциации ветроиндустрии), энергия ветра в будущем может составить 10% всего производства электроэнергии страны.

Вместе с тем, Россия сильно отстает от мировых лидеров по использованию ВИЭ.

Суммарная мощность объектов генерации на ее основе, без учета гидроэнергетики, по состоянию на апрель 2017 г. в РФ составляет в районе 2,4 гигаватта. Из них солнечные электростанции – примерно 950 мегаватт, ветроэлектростанции – 113 мегаватт, биогаз – около 3 мегаватт, геотермальные электростанции – порядка 87 мегаватт, электростанции с использованием биомассы, в том числе отходов деревообрабатывающих и сельскохозяйственных производств – порядка 1,4 гигаватта.

До 2035 г. Министерство энергетики России заложило в проект энергостратегии рост производства от возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в 13-20 раз, почти до 30 млрд. киловатт часов. (Агентство нефтегазовой информации/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий