Неопределенность с возможной датой окончания строительства трубопровода будоражит умы российских чиновников и мировых экспертов.
Компания Nord Stream 2, оператор строительства газопровода “Северный поток-2” (СП-2), опубликовала сообщение о том, что она уже построила в общей сложности более 1855 км, или 75% от его общей протяженности. Как считают в руководстве компании, таким образом Nord Stream 2 AG перешла к укладке финальной четверти газопровода.
Также компания поясняет, что строительство обеих ниток газопровода полностью завершено в водах Германии и Финляндии. Продолжается укладка труб в территориальных водах России. Строительные работы на береговых участках в Германии и РФ находятся “на продвинутом этапе” (что бы это ни значило).
Интересно, что совсем недавно, 16 августа, “Газпром” сообщил, что компания Nord Stream 2 построила суммарно более 1800 км газопровода, или более половины его общей протяженности. А месяцем ранее, 16 июля, та же пресс-служба “Газпрома” заявляла, что компания Nord Stream 2 AG проложила две трети от общей протяженности газопровода по двум ниткам, из них по дну Балтийского моря якобы было уложено 1628 км газопровода.
Как видно, в Москве нет единого мнения относительно того, сколько построено. Еще хуже там с оценками того, когда может быть завершено строительство.
Неуверенность вполне понятна. До начала этого года в “Газпроме” демонстрировали непоколебимую уверенность в том, что в 2019 г. СП-2 будет достроен, и РФ сможет прекратить терзать себя транзитом газа через Украину. Но уже минувшей зимой стало понятно, что достроить, скорее всего, не получится. А если и получится – то новое энергетическое законодательство ЕС вполне может сделать его эксплуатацию экономически бессмысленной. В общем, глава “Газпрома” говорил о запуске газопровода в декабре, а в Еврокомиссии в апреле заявляли, что СП-2 не заработает еще несколько лет.
Видимо, эта версия ближе к истине: в июле компания Nord Stream 2 подала в Суд ЕС из-за новых газовых правил. Но это разбирательство само по себе может затянуться на несколько лет с весьма призрачной для России надеждой на победу. Более актуально сейчас сопротивление Дании, которая после долгих задержек все-таки не согласилась на прокладку российской трубы через свои территориальные воды.
Однако о том, что первый газ по СП-2 будет поставлен к полуночи 31 декабря 2019 г., еще недавно журналистам рассказывал глава австрийской нефтегазовой компании OMV Райнер Зеле – один из инвесторов проекта. “По моему мнению, мы по-прежнему укладываемся в бюджет и сроки. Мы вынуждены ждать решения датских властей”, – сказал Зеле в интервью Bloomberg. Вот только Дания до сих пор не выдала разрешения на прокладку газопровода по ее территории.
Напомним, что в Датское энергетическое агентство от РФ было подано три заявки по маршруту газопровода, но ни по одной Копенгаген не ответил. Все остальные разрешения в других юрисдикциях, через которые пролегает газопровод из России в Германию, оператором СП-2 давно получены. Теперь в пресс-службе Nord Stream 2 журналистам рассказывают, что компания рассматривает прокладку двух маршрутов – через исключительную экономическую зону Дании, а также вообще в обход ее зон и границ. Это маршруты к северо-западу и юго-востоку от Борнхольма.
При этом Financial Times на днях со ссылкой на некий высокопоставленный источник писала, что если Дания не выдаст разрешение на прокладку газопровода в ее акватории до конца августа, то сроки реализации будут сорваны, и к новому году газ пущен не будет.
В “Газпроме” уже давно и открыто говорят об убытках в связи с реализацией проекта.
Однако вряд ли их удастся взыскать с Копенгагена, как предлагают многие гости ток-шоу в российском телевизоре. С другой стороны, Дания все же не сможет полностью воспрепятствовать строительству газопровода. Просто “Газпром” потратит на это больше денег и времени, чем предполагал.
“Проблема заключается в том, что все, что можно было свободно построить по выданным разрешениям, уже построено либо достраивается. Одно судно-трубоукладчик сейчас находится в российской акватории, второе уже освободилось, но неизвестно, куда его направить. В воды Дании вроде смысла нет, ведь разрешение на прокладку труб там еще не получено, – сказал в комментарии для “Деловой столицы” аналитик Фонда национальной энергетической безопасности РФ Александр Малмыньш. – Сейчас от Дании требуют хоть какой-то ответ, чтобы определиться с дальнейшими действиями. Если Дания выдаст разрешение на строительство газопровода в своих водах, то суда, вероятно, смогут пойти друг другу на встречу, чтобы успеть достроить хотя бы одну нитку СП-2. К началу года две нитки в любом случае запустить не успеют, а одну нитку еще могут, в принципе, успеть”.
По словам эксперта, нужно помнить, что несколько месяцев после завершения строительства займут пуско-наладочные работы, и только в конце отопительного сезона 2019-2020 гг. можно будет начать подавать небольшие объемы газа. Но “Газпрому” важно начать подавать по СП-2 хоть какие-то объемы газа, если не с января, то с марта 2020-го. Чтобы не приходилось перезаключать на длительный срок договор о транзите газа через Украину.
“Сегодня Газпром и его европейские партнеры прилагают массу усилий для того, чтобы строительство проекта было завершено в текущем году, крайний срок отводится первому полугодию 2020 г. На данный момент уже разработано сразу несколько вариантов преодоления сопротивления, начиная от надежд на изменение политической конъюнктуры, заканчивая проектами строительства в обход территориальных вод Дании, – сказал “ДС” глава аналитического департамента компании Amarkets Артем Деев. – При этом работы продолжаются запланированными темпами, осталось решить только главные правовые трудности сегодняшнего дня и все предпосылки указывают на то, что это возможно до конца года”.
Тем временем информационная война вокруг СП-2 продолжается. Немецкая газета Handelsblatt опубликовала статью, в которой утверждает, что возможные санкции США против компаний Saipem и Allseas, участвующих в строительстве газопровода, могут навредить американским нефтегазовым проектам в Мексиканском заливе.
Как указывает издание, компании имеют свои специализированные суда не только в Северном и Балтийском морях, но и в этом заливе, будучи субподрядчиками таких американских компаний, как Chevron и ExxonMobil.
“Они прокладывают там трубопроводы, суда Saipem участвуют в добычи нефти и газа. В результате проекты в Мексиканском заливе окажутся под риском. Услуги компаний не могут быть быстро заменены… Представители энергетической отрасли США неоднократно отмечали, что эти две компании крайне необходимы в Мексиканском заливе и являются незаменимыми”, – указывают эксперты издания Мориц Кох и Клаус Штратман.
В публикации также говорится, что санкции против “Северного потока-2” могут нанести ущерб американским экспортерам газа, “заставив европейских покупателей сократить импорт СПГ из США и увеличить поставки из других стран”. Вот только непонятно, из чего делается такой вывод. (Денис Лавникевич, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)