Кабмин недавно внес в Верховную Раду проект бюджета на 2020 г. ЭП выяснила, какие средства новая власть планирует тратить на энергоэффективность жилого фонда и хватит ли их на масштабную энергомодернизацию.
Сколько уйдет на энергоэффективность в 2020
Проект сметы страны на следующий год в целом предусматривает 2 млрд. грн. на стимулирование энергоэффективности. Из них 1600000000 на работу Фонда энергоэффективности, 400 млн. – на программу “теплые кредиты”. Для экспертов эти суммы за последние годы уже стали знакомыми, ведь именно столько выделялось и раньше.
Так, в 2018-2019 годах из госбюджета ежегодно предполагалось 1600000000 грн. в Фонд энергоэффективности, хотя часть этих средств потом перераспределялась на программу “теплые кредиты”. В частности, в 2018 году на “теплые кредиты” было перенаправлено 100 млн. грн., а в 2019 году – 380 млн. грн., которые изначально были запланированы на финансирование Фонда.
Следовательно, фактическое бюджетное финансирование Фонда в 2018 и 2019 годах составило 1,5 и около 1200000000 грн. соответственно. Кроме того, 100 млн. евро было выделено ЕС и правительством Германии.
Учитывая, что сам Фонд начал полноценную работу только с сентября этого года, то указанные суммы средств накопились на его счетах.
Директор Фонда энергоэффективности Юлия Головатюк-Унгуряну отмечает, что согласно закону уставный капитал Фонда также может пополняться на сумму средств, сэкономленных государством на субсидиях благодаря проектам Фонда.
“Поэтому средств должно быть достаточно как в рамках года, так и в целом”, – уверяет Головатюк-Унгуряну.
Средства, которые трудно получить
Напомним, Фонд энергоэффективности работает только с ОСМД и должен предоставлять гранты для частичной компенсации расходов на энергомодернизацию зданий. В начале сентября Фондом была представлена программа “Энергодом” и начался полноценный прием заявок со стороны ОСМД.
По мнению координатор жилищно-коммунальных и энергетических программ гражданской сети “Опора” Татьяны Бойко, в ОСМД еще нет доверия в Фонд, ведь он будет поддерживать только комплексные проекты, которые требуют значительных средств.
“Кроме того, у Фонда достаточно сложные и длительные процедуры. Поэтому я думаю, что к концу года там будут большие остатки”, – заключает она.
“Я убежден, что в 2020 году Фонд не использует и трети выделенных средств из-за специфики цикла финансирования комплексных проектов, которые, к сожалению, будут процедурно длинными”, – считает исполнительный директор ассоциации “Энергоэффективные города Украины” Святослав Павлюк.
Согласен с коллегами и эксперт по энергосбережению Центра экологических инициатив “Экодия” Анна Акерманн. По ее мнению, накопленных за несколько лет средств для Фонда будет более чем достаточно.
“Вместе с тем, должна быть сделана огромная информационная работа для того, чтобы ОСМД не только узнали о существовании Фонда, но и поняли его преимущества и отличия от” теплых кредитов “, – отмечает Акерманн.
Стоит отметить, что до старта проекта “Энергодом” Фонд энергоэффективности проводил пилотный проект “Первые ласточки” с целью тестирования удобства и легкости процедуры получения грантов. И большинство экспертов соглашались в том, что процедура для ОСМД является несколько сложной и слишком длинной по сравнению с теми же “теплыми кредитам”.
Следовательно, с одной стороны Фонд имеет значительные средства на счетах, накопленные еще с прошлых периодов. С другой стороны – неотточенность и сложность процедур могут не позволить их использовать максимально эффективно для помощи ОСМД.
Без проверок, но проще
Впрочем, если Фонд энергоэффективности только начинает свою работу, то программа “теплые кредиты” уже пять лет достаточно успешно работает и пользуется популярностью среди ОСМД, ЖСК и физических лиц. И причиной этого, как отмечают эксперты, является именно простота для клиентов, чем пока не может похвастаться Фонд энергоэффективности.
В то же время, “теплые кредиты” имеют и ряд недостатков: отсутствие средств проверки достигнутого результата – конечной экономии, фрагментарность модернизации зданий, возмещение расходов только на материалы и оборудование.
Расходы в размере 400000000 на “теплые кредиты” также достаточно привычными. Именно столько традиционно выделялось в прошлые годы. И традиционно – через большой спрос – эти средства заканчивались еще в первом полугодии, а затем через многочисленные обращения ОСМД, граждан и Госэнергоэффективности (агентства, занимается программой – ЭП) правительство выделяло на программу дополнительные средства.
Так произошло и в этом году: уже в июне Кабмин вынужден был выделить дополнительные 380 млн. грн. на “теплые кредиты”, начальные 400 млн. быстро разобрали.
Председатель Госэнергоэффективности Сергей Савчук отмечает, что по расчетам его ведомства годовая потребность в финансировании “теплых кредитов” в 5 раз превышает запланированные 400 млн. грн. и составляет более 2200000000 грн., в частности:
– около 1500000000 грн. – на утепление частного жилья (в проекте бюджета-2020 – более 200 млн. грн.)
– почти 700 млн. грн. – для ОСМД (в проекте бюджета-2020 – 190 млн. грн.)
– около 30 млн. грн. – на замену котлов (в проекте бюджета-2020 – около 8 млн. грн.).
“Как показывает практика реализации” теплых кредитов “в предыдущие годы, предусмотренного на 2020 год объема финансирования будет достаточно для выполнения программы только в течение нескольких месяцев”, – утверждает Савчук.
Он добавляет, что его ведомство и в дальнейшем обращаться в Минфин по увеличению финансирования программы, если история с преждевременным окончанием средств повторится.
Эксперт Святослав Павлюк со своей стороны отмечает, что бюджетные средства, выделенные в рамках “теплых кредитов”, фактически возвращаются в бюджет в течение одного-двух месяцев в виде налогов из материалов, купленных на средства кредита. Эта программа, по его мнению, является выгодной для страны, ведь “она запускает экономику самоокупающихся процессов”.
Интересно, что 13 сентября, за два дня до обнародования проекта бюджета, сообщество “ПроОСББ” обнародовала открытое обращение к властям, в котором просила не отменять программу “теплые кредиты”.
“Закрыть сегодня” теплые кредиты “- значит убить главное достижение этой программы – развитие доверия совладельцев к самим себе и к государству как партнера”, – отмечается в заявлении ОСМД-сообщества. Показательно, что по их расчетам цифра в 2 млрд. грн. на “теплые кредиты” также была бы достаточной.
Обращение заканчивается словами: “От себя обещаем обеспечить своевременное софинансирование 60% стоимости материалов, 100% стоимости работ, сотрудничество в официальной экономике, отсутствие коррупции и повышения комфорта проживания граждан”.
Не каждая государственная программа мотивирует граждан к таким публичным обязательств.
Финансирование “теплых кредитов”, как видим, все же осталось, хоть и на предыдущем уровне. Однако уже 18 сентября на Форуме Фонда энергоэффективности министр развития общин и территорий Украины Алена Бабак заявила, что к 2020 г. будет для программы “теплых кредитов” последним.
“Было много обращений по повышению финансирования программы” теплых кредитов “. Решение принято следующее: в 2020 году, что будет транзитным от программы” теплых кредитов “в Фонд энергоэффективности, остается финансирование в объеме предыдущих лет – 400 млн. грн. Но со следующего года мы должны перейти к полноценному функционированию программы энергоэффективности через Фонд “, – сказала Бабак.
В то же время, остается непонятным, какие инструменты останутся для физических лиц и ЖСК после отмены “теплых кредитов”, ведь Фонд энергоэффективности предоставляет гранты только ОСМД.
По мнению эксперта Офиса поддержки реформ при Минрегионе Валентины Гуч-Денисенко, если Фонд сможет удовлетворить потребности ОСМД, то “теплые кредиты” вполне могли бы сосредоточиться только на физических лицах и ЖСК. Если же из-за сложности бюрократических процедур Фонд не сможет заинтересовать ОСМД, то расширение финансирования “теплых кредитов” уже в середине 2020 будет неизбежным.
Нужно 100000000000
Говоря о долгосрочной перспективе, то общая сумма, которую необходимо вложить в термомодернизацию жилья в Украине, составляет, по мнению Павлюка, около 100 млрд. евро.
“Если государство будет возмещать 25% от этой суммы, то из бюджета в течение десяти лет следует выделять 75 млрд. грн. ежегодно”, – уверяет Павлюк.
Эксперт добавляет, что важна и надлежащая инфраструктура: от производства материалов в необходимых объемах в наличии специалистов, которые смогут квалифицированно внедрять проекты термомодернизации.
Анна Акерманн в свою очередь считает, что для реальных сдвигов нужно вкладывать более 100 млрд. грн. ежегодно ближайшие 15-20 лет. При этом, системный подход, по ее мнению, должна предусматривать комплексность модернизации зданий, долгосрочное планирование и финансирование, а также прозрачность и обязательную проверку целевого использования средств.
Однако, судя по проекту бюджета на 2020 год, такие масштабы государственного финансирования пока остаются недостижимыми. Запланированы 2 млрд. грн. на стимулирование энергоэффективности является скорее продолжением тренда предыдущих лет, чем кардинальным пересмотром приоритетов.
Для сравнения, на субсидии в бюджете-2020 предусмотрено 47600000000. грн. (в 2019 году – 55100000000 грн.). А на импорт газа Украина в прошлом году потратила 3120000000 долл. (крупнейшим потребителем газа является само население – 35% от общего объема).
Следовательно, расходы на стимулирование энергоэффективности объемом 2 млрд. грн., которые должны уменьшить потребление энергоресурсов в будущем, просто несоизмеримо с этими суммами. Хотя именно финансирование энергоэффективности ведет к уменьшению “проедание” средств налогоплательщиков на субсидии и семейных бюджетов на чрезмерное потребление газа.
Впрочем, даже указаны 2 млрд. нужно еще использовать максимально эффективно, что станет серьезной проверкой на профессионализм для новой власти. (Роман Скляров, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)