Нефтепродуктопровод “ПрикарпатЗападтранс”, который связывают с Виктором Медведчуком, не работает почти два месяца. Как на это отреагировал рынок и стоит ожидать повышения цен на топливо?
Украинский рынок нефтепродуктов почти два месяца живет без поставок российского дизельного топлива трубопроводным транспортом. Решение, которое изначально было представлено в ответ на санкции России, создало немало проблем и отечественным трейдерам.
К новым реалиям оказалась не готовой как “Укрзализныця”, так и нефтеперевалочные комплексы, которые один за другим начали сталкиваться с трудностями. По странному стечению обстоятельств проблемы обошли только перевалки группы “Приват” Игоря Коломойского.
Все это в комплексе уже в ближайшее время может привести к дефициту на рынке, а вместе с ним и рост цен. Хотя власти уверяют, что все под контролем и никаких трудностей возникнуть не должно.
Впрочем, кроме диверсификации источников и уменьшения зависимости от российского ресурса, вводя пошлины правительство ставило перед собой и другую амбициозную цель – урезать прибыли компаний, которые связывают с кумом Владимира Путина Виктором Медведчуком. Поэтому вопрос пошлин с самого начала получило политическую окраску.
После почти двух месяцев можно констатировать, что на короткой дистанции со своей задачей правительство справилось: трубопровод, который ассоциируется с окружением Медведчука, остановился.
Однако, по данным ЭП, в ближайшее время прокачки дизеля по трубе может восстановиться, но уже не из России, а из “беспошлинной” Беларуси. Накануне в Украине зашла пробная партия ресурса.
И здесь ключевой вопрос – кто станет бенефициаром таких поставок, ведь, по утверждениям правительства, сверхрыночная маржа, которую перекрыли пошлиной, образовывалась именно за счет транспортной составляющей, а не страны происхождения ресурса. Как стало известно ЭП, эту роль может получить компания ОККО Виталия Антонова.
Как трейдеры пережили ответ Украины на российские санкции, с какими трудностями сталкиваются поставщики, стоит бояться дефицита и как рынок может измениться уже в ближайшее время?
Два месяца без трубы
В середине июля правительство приняло постановление, которым с 1 августа были введены специальные пошлины в размере 3,75% на импорт дизельного топлива из России трубопроводным транспортом.
Аргументов было несколько: ответить на российские санкции, введенные в апреле, снизить сверхрыночную маржу компаний, которые связывают с Медведчуком, увеличить поступления в бюджет на 2 млрд. грн. и сократить поставки из России.
С частью из поставленных задач правительство справилось. Но все по порядку. Сразу после введения ограничений крупнейшие импортеры заявили об остановке прокачки дизеля с РФ. Причина – пошлина вроде “убило экономику” таких поставок.
В то время услугами “ПрикарпатЗападтранс” пользовались более 10 импортеров, лидерами среди которых были Wexler Group, ОККО, WOG, “Альянс энерго трейд” и другие.
После остановки трубы на поверхность вышли неготовность железной дороги и портов к форс-мажорам – именно на их плечи легла основная тяжесть диверсификации. И хотя август рынок пережил, по большому счету, без потерь, поскольку был “залит” ресурсом, то уже в сентябре начались проблемы.
По расчетам “Консалтинговой группы А-95”, дефицит дизеля текущего месяца составит около 60 000 т, или 10% от ожидаемого объема потребления в Украине. И на это есть несколько причин.
Коллапс в “Укрзализныце”
Первая причина – компании, которые до этого работали с трубопроводом, чтобы избежать уплаты пошлины начали отгружать ресурс в Беларуси и завозить его без использования терминала в Новограде-Волынском. Однако “Укрзализныця” оказалась не готовой к такому развитию событий.
Нардеп Андрей Герус, который был одним из инициаторов введения пошлин, жаловался, что за 8 лет вагоны “Укрзализныци” стали ездить более чем вдвое медленнее.
Так, если в 2011 году расстояние от Коростеня до Выгоды (Одесса) вагон-цистерна с нефтепродуктами преодолевала за 7 суток, то в августе текущего года на это понадобилось уже 15 общем задержка вагонов с топливом на станциях могла достигать 20-30 дней.
Сама “Укрзализныця” объясняла это неэффективной логистикой и длительными таможенными процедурами.
По данным директора “Консалтинговой группы А-95” Сергея Куюна, отсутствие горючего уже вызвал ажиотаж на рынке, из-за чего за последние две недели вагонные партии дизтоплива подорожали на 13,1%, автомобильные – на 17,8% или более чем на 3, 7 гривны за литр.
Хаос в портах
Параллельно с этим странные вещи начали происходить на нефтеперевалочным мощностях, которые обслуживают морской транспорт. Проблемы обошли только комплексы в Одессе и Черноморскую – их контролирует группа “Приват” Игоря Коломойского, который недавно обсуждал в Офисе президента вопросы ведения бизнеса, в частности, энергетическую сферу.
17 сентября из-за угрозы силового захвата об остановке работы заявил Херсонский нефтеперевалочный комплекс, означает потерю 10000 т ресурса в месяц. ЭП ранее уже писала о непрозрачной передачу АРМА перевалки в управление компании с признаками фиктивности. Реакции на самом высоком уровне этого события до сих пор нет.
Через день об остановке работы сообщила администрация перевалки порта “Южный”. Причиной стал отказ Энергетической таможни проводить оформление танкерной партии 27 тыс. т греческого дизтоплива, выгруженного в резервуары порта в августе. Это также сделало невозможным прием двух танкеров по 30000 т ГП, прибытие которых ожидалось во второй половине сентября.
С положительной – после почти трехмесячного перерыва стало известно о возобновлении работы терминала в порту Николаев, который до этого был заблокирован фискалами. Кроме того, объемы поставок наращивает Одесский нефтеперевалочный комплекс группы “Приват”.
Или произошло сокращение поставок из России
Прямых поставок российского ресурса на украинский рынок действительно стало меньше. Если раньше доля компаний страны-агрессора достигала 45%, то за два месяца она снизилась примерно до 11% рынка.
Главным выгодоприобретателем от введенных санкций, как и от запрета прямого авиасообщения между Украиной и РФ, стала Беларусь, нефтеперерабатывающие заводы которой до сих пор зависят от российской нефти, а некоторые из них имеют среди акционеров гигантов вроде “Роснефть” и “Газпром нефть”. Теперь доля Беларуси на рынке превышает 55%.
Если добавить к этому анонсированную российскими СМИ экономической интеграции РФ и Беларуси, первый этап которой прогнозируют в 2021 г., то вопросов об отказе от ресурса агрессора возникает еще больше.
Или побороли Медведчука
После введения пошлин члены президентской команды не скрывали, что основная цель – снизить сверхрыночную маржу отдельных компаний, которые связывают с кумом Путина.
Речь идет о компании “ПрикарпатЗападтранс”, которую СМИ называют “трубой Медведчука”. В начале августа предприятие действительно остановило свою работу, но долго это будет продолжаться?
У Медведчука в начале года было несколько встреч с президентом Беларуси Александром Лукашенко. После этого появилась новость о том, что белорусский бизнесмен Николай Воробей купил 51% “ПрикарпатЗападтранс” (остальные остаются в старых акционеров – ЭП) и планирует загрузить трубу “беспошлинным” ресурсом с Мозырского НПЗ. Этот процесс уже стартовал.
Как стало известно ЭП, недавно труба запустилась в тестовом режиме. “Пробный” ресурс поставила “дочка” “Белорусской нефтяной компании” – “БНК Украина”, а в Украине все 8500 т горючего без дополнительных пошлин выкупила компания ОККО Виталия Антонова.
Око за ОККО
ОККО входит в концерн “Галнафтогаз”, где на заре своей карьеры работал нардеп “Слуги народа” Андрей Герус. “Горячие головы” решат, что эти два факта могут быть связаны между собой, однако, скорее всего, политика в этом вопросе превалирует над экономической логикой.
По данным ЭП, в ближайшее время трубопровод “Медведчука-Воробья” может заработать с новой силой и ОККО в этом процессе видит себя в роли эксклюзивного получателя горючего с украинской стороны, хотя до этого услугами “ПрикарпатЗападтранс” пользовались десятки компаний.
В ОККО подтвердили информацию о сотрудничестве и законтрактованного топлива, отказавшись при этом раскрыть детали контракта. Информацию об эксклюзивности контракта в компании назвали преувеличенной. “Эксклюзивные контракты на таком конкурентном рынке, как наш, не практикуются”, – заявили в ОККО.
Будут облагаться дополнительной пошлиной трубопроводные поставки дизеля из Беларуси, ведь, по утверждению правительства, сверхрыночная маржа вроде образовывалась именно за счет транспортной составляющей, а не страны происхождения ресурса? Этот вопрос ЭП поставила Герусу.
“Маржа создавалась на различных факторах, в том числе и на транспортной составляющей. Пошлина на объем 8,5 тыс. т белорусского ресурса нецелесообразно”, – ответил нардеп.
“Но если будет происходить замещение – 200 тыс. т заходит с РФ в Беларусь и так же 200 тыс. т белорусского ресурса заходит в трубу в Украине – тогда нужно будет принимать какое-то дополнительное решение”, – добавил он.
Эффект от пошлин
В целом эффект от их введения Герус оценивает как положительный, поскольку, по его словам, улучшилась диверсификация источников и уменьшилась зависимость от поставок из одного источника. При этом очевидные проблемы на железной дороге, в портах и таможнях он не возражает.
По расчетам правительства, от введения пошлин бюджет должен был получить около 2 млрд. грн. в год. Потратить их планировалось на выплату субсидий. Какая сумма уже поступила в казну?
“По дизелю поставки трубой остановлены и пока не восстановлены, поэтому там пошлины нет. А по сжиженному газу происходит уплата пошлины. Точную цифру я не знаю, но думаю, пока рано подводить итоги, правительство не давало помесячного прогноза. Думаю, хотя бы через полгода будет более корректно оценить фискальный эффект “, – говорит Герус.
Зато, эксперт Геннадий Рябцев, который с самого начала скептически относился к их введения, отмечает, что экономической логики здесь нет.
“С самого начала эта идея была сомнительной. Все эксперты сомневались в ее необходимости и сходились на том, что никогда пошлина не вводилось по транспортной составляющей. Решение принималось без согласований и экономических обоснований, и логики в нем не было с самого начала”, – говорит эксперт.
“Я не сторонник каких-либо изменений налоговой политики, потому что они формируют риски для трейдеров, а это потом отражается в ценах для потребителей”, – добавил Рябцев.
В начале сентября участники рынка обратились к премьеру Алексея Гончарука с просьбой отменить пошлины, однако какой-либо реакции от главы правительства не последовало.
Что будет с ресурсным наполнением рынка и стоит ожидать роста цен? Герус уверен, что в сентябре дефицита не будет.
“Есть определенные проблемные моменты на октябрь, но если железная дорога, таможня, перевалка в Херсоне и Южном эффективно отработают, то октябрь будет сбалансирован. А в ноябре уже идет падение спроса из-за сезонности потребления”, – заявил депутат.
В свою очередь Рябцев говорит, что даже разговоры о дефиците могут спровоцировать рынок. “Если трейдеры говорят, что у них дефицит и они не знают как его закрыть – это намек на то, что будут повышаться цены”, – подытожил эксперт. (Николай Топалов, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)