Компания Nord Stream 2 AG, оператор проекта “Северный поток-2” (СП-2), подала в суд на Европейский союз. Об этом сообщил официальный представитель компании Йенс Мюллер.
Компания считает, что ЕС своей газовой директивой (о ней ниже) нарушил обязательства, изложенные в статьях 10 и 13 Договора к Энергетической хартии, а также пошел против справедливых и равных условий конкуренции. По информации “Газпрома”, сообщение об арбитраже было вручено Еврокомиссии 26 сентября.
Это, кстати, интересный момент: получается, что компания, подав в суд, почти полтора месяца держала это в тайне. Видимо, дожидалась ночи с 7 на 8 ноября, когда Бундестаг мог проголосовать за поправки, которые бы позволили российскому СП-2 обойти Газовую директиву Евросоюза. Но голосование сорвалось из-за отсутствия кворума, рассмотрение законопроекта, как сообщили в Социал-демократической партии Германии, перенесено на следующую неделю.
Напомним, что в апреле ЕС одобрил поправки к Газовой директиве, согласно которым на новые и действующие морские газопроводы из третьих стран в страны Союза распространяются правила, которые уже действуют на наземные трубы. Речь идет о том, что добывающая компания не должна единолично владеть трубопроводом, по которому доставляется ее газ. Согласно Газовой директиве ЕС предусматривается доступ третьих сторон к газопроводу, недискриминационное тарифообразование и прозрачность. Эта норма бьет по “Газпрому” и его СП-2: поскольку российская компания – монополист по экспорту газа из РФ, получается, по российской трубе не может прокачиваться только газ, принадлежащий россиянам.
В свою очередь “Газпром” напомнил, что в июле этого года Nord Stream 2 подала иск в Суд ЕС о частичной отмене поправок к Газовой директиве, поскольку они устанавливают неоправданно короткие сроки для государств – членов ЕС на предоставление исключений из Газовой директивы, что существенно снижает вероятность их получения.
Как поясняла компания, Nord Stream 2 просит аннулировать директиву, вносящую поправки в Газовую директиву ЕС, из-за “нарушения принципов права ЕС о равном обращении и пропорциональности”. По мнению компании, поправки были разработаны и приняты с целью создать условия, препятствующие реализации проекта СП-2.
В общем смысле речь идет о том, что Евросоюз в текущем году расширил действие Третьего энергопакета на проекты, которые не проходят фактически по его территории – но имеют на ней свое завершение. В данном случае речь идет о том, что на газопроводы, которые приходят в ЕС из других стран, начинают распространяться те же ограничения, которые касаются газопроводов, построенных на территории ЕС.
По сути, в их отношении теперь действуют требования по разделению поставщика газа и компании, которая осуществляет транспортировку. Европейцы считают: если компания, которая занимается добычей и продажей газа, будет еще и транспортировать газ, то энергобезопасность ЕС и его потребителей окажется под угрозой. Цены на энергоресурсы будут менее выгодны, если не разделить эти функции по отдельным компаниям.
А если поставщик энергоресурса владеет еще и газопроводом, то он должен резервировать не менее 50% мощности своей трубы под других поставщиков – для развития конкуренции.
До текущего года эти нормы не касались газопроводов, которые приходят на европейский рынок из-за границы, но не идут по территории Евросоюза, например “Северного потока”, но ограничения наложили на его продолжение, газопровод OPAL. Второе продолжение, NEL, не подпадало под директиву. Теперь же под ограничения попал и СП-2.
Nord Stream 2 в данном случае апеллирует к тому факту, что ограничения на мощности СП-2 лишены смысла, потому что там физически не может появиться второй поставщик, которому они потребуются. В данном случае, считают в Москве, ограничения не расширяют доступ для других поставщиков на европейский рынок. Если какая-то компания захочет воспользоваться 50% мощностей СП-2, она должна будет каким-то образом со своим газом оказаться в территориальных водах Германии, где начинает действовать ограничение, подключиться к этому газопроводу, и начать поставлять по нему газ. Но рядом нет крупных поставщиков, которые были бы заинтересованы в подобном. В то же время эти ограничения увеличивают срок возврата инвестиций, что касается интересов участников проекта СП-2. Поэтому в данном случае “Газпром” может обратиться, в том числе, к законодательству, защищающему инвестиции на территории ЕС.
Кто кого?
Самый последовательный противник введения в эксплуатацию СП-2 – Украина, которая в таком случае рискует потерять российский газовый транзит в Европу через свою территорию. Однозначно на нашей стороне выступают Польша, Румыния, страны Балтии и США. Страны – члены ЕС, помимо названных, отделываются туманными обещаниями “обеспечить сохранение загрузки ГТС Украины”.
СП-2 защищают Германия (как главный интересант в получении российского газа) и Франция, а также те члены ЕС, которые находятся под сильным влиянием Берлина и/или Москвы. Еще недавно казалось, что “российская партия” побеждает: Дания дала согласие на прокладку СП-2 в своих водах, а Германия поставила на голосование проект поправок к газовой директиве.
Но теперь весы склоняются в другую сторону. Бундестаг поправки пока что не принял, а Польша неожиданно пригрозила “Северному потоку-2” самым большим штрафом в истории.
В свою очередь премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий в интервью Financial Times раскритиковал страны Европы за поддержку проекта СП-2. “Как некоторые прямо говорят, “‘Северный поток-2” – это оплата российского оружия и российской оборонки нашими европейскими деньгами”, – сказал он. И привел в пример Францию, чей бизнес участвует в проекте. “Я думаю, что это действительно разочаровывает, когда у такого проекта есть поддержка со стороны ключевых государств – членов ЕС”, – подчеркнул премьер Польши.
Обвинение оказалось болезненным и явно было услышано в европейских столицах. После чего тон заявлений российских экспертов сразу стал минорным.
“Учитывая политическую мотивацию всех решений, связанных с “Северным потоком-2″, я не могу однозначно ожидать какого-то позитивного решения вопроса по этому разбирательству. Хотя ранее в Европе снимали ограничения с газопровода OPAL, но после опять ввели. Тем не менее, это все равно говорит о готовности ЕС иногда прислушиваться к доводам разума”, – сказал заместитель генерального директора Института национальной энергетики РФ Александр Фролов.
При этом россияне упирают на то что это решение политическое, а вот в экономическом плане европейцам все же выгоднее получать газ напрямую от “Газпрома”, без украинского транзита. Но если учесть колоссальный долг российского поставщика после проигрыша в Стокгольмском арбитраже, картина становится иной.
“Пока сложно что-то утверждать в плане перспектив этого разбирательства. Однозначно можно сказать, что директивы Еврокомиссии и протесты со стороны ряда стран ЕС фактически создают дискриминационные условия российскому газу и вынуждают “Газпром” использовать ГТС Украины. То есть с юридической точки зрения у Газпрома есть все шансы на успех в суде, – сказал в комментарии “ДС” начальник отдела инвестиций российской компании “БКС Брокер” Нарек Авакян. – Однако не нужно забывать, что это скорее политический процесс, нежели хозяйственный спор. В обычных условиях, я думаю, успех “Газпрома” был бы вполне очевиден, однако сейчас это больше походит на использование всех инструментов давления на оппонирующую сторону. Так же, как и “Нафтогаз” пытается давить на “Газпром”. Сейчас пока ясно только одно – процесс этот вряд ли будет быстрым и продлится минимум год”.
Согласитесь, оба этих российских комментария звучат как оправдание “почему не получилось”.
Пока же напряжение нарастает. Переговоры по газу между Россией и Украиной не вышли из тупика. Транзитный договор истекает к Новому году, а стороны до сих пор не нашли взаимопонимания. Новая трехсторонняя встреча по газу намечена на 19 ноября, но Москва и Киев пока даже не подтвердили свое участие. “Газпром” не желает идти на заключение долгосрочного договора, а “Нафтогаз” не готов прощать россиянам долги. (Денис Лавникевич, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)