Тариф на тепло и горячую воду для населения теперь не будет регулироваться правительством – цену установят местные власти и рынок.
Кабинет Министров Алексея Гончарука 15 ноября отменил правительственное постановление, принятое 26 июня этого года №560 “Некоторые вопросы защиты прав потребителей жилищно-коммунальный услуг”, сообщило Министерство энергетики и окружающей среды.
Постановление №560 было принято правительством Владимира Гройсмана за месяц до выборов в Верховную Раду, на которые премьер шел с собственной партией “Украинская стратегия”. Документ устанавливал предельный размер тарифа на услуги поставки тепла для населения: 1400 грн. за 1 Гкал при наличии счетчиков и 35,21 грн. (с НДС) за 1 кв. м отапливаемой площади, если счетчика нет. Также постановлением Гройсмана была установлена и верхняя планка стоимости горячей воды: 83,66 грн. (с НДС) за 1 куб. м при условии подключения полотенцесушителей и 75,74 грн. (с НДС) за 1 куб. м при их отсутствии.
При этом, как отмечает Министерство энергетики, Гройсман пообещал в будущем сезоне цену даже ниже, чем сложившаяся на то время на рынке – на 1 мая 2019 г. средневзвешенный по Украине тариф на отопление составлял 1807 грн. за 1 Гкал.
Тогда правительство заявило, что тарифы по Украине завышены в среднем на 14% от их фактической стоимости и фиксация их верхней планки должна привести к снижению для жителей городов, но для каждого города индивидуально. Например, для Чернигова тариф должен был снизиться на 19%, Луцка – на 24%, Ровно – на 22%, Кропивницкого – на 38,6%, а для жителей Смилы, где самый высокий тариф на отопление по стране, – вообще на 40%.
Премьер Гройсман тогда отмечал, что лишь в четырех областях – Одесской, Винницкой, Черновицкой и Ивано-Франковской – тарифы на отопление не превышали установленный Кабмином уровень в 1400 грн.
Однако политическая мотивированность этого постановления очевидна – за месяц до выборов в парламент Гройсман попытался понравиться избирателям, пообещав им, что тарифы на отопление в будущем сезоне расти не будут. Однако его партия проиграла, и еще через месяц Гройсман отправился в отставку и сошел с политической арены.
К тому же предел тарифов был установлен не для всех населенных пунктов, а лишь для городов областного значения и Киева.
Против ограничения тарифов на отопление выступили руководители городов – Ассоциация городов Украины от имени 833 органов местного самоуправления просила правительство Алексея Гончарука отменить постановление Гройсмана. Причина проста – при действующей верхней планке тарифа разницу между ней и фактической стоимостью услуг отопления пришлось бы возмещать из местных бюджетов.
А это, как заявил исполнительный директор Ассоциации городов Украины Александр Слобожан, привело бы к тому, что на эти цели из местных бюджетов нужно было бы выложить в начавшемся отопительном сезоне 7 млрд. грн. И чтобы оплатить обогрев жилищ горожан, местным советам пришлось бы пойти на сокращение других статей расходов: на образование, медицинское обслуживание и др.
Городской голова Житомира Сергей Сухомлин еще в начале ноября предупреждал, что при тарифе на тепло в 1636,96 грн. за 1 Гкал разница, которую необходимо будет компенсировать из местного бюджета коммунальному предприятию “Житомиртеплокоммунэнерго”, составит более 70 млн. грн. “Город фактически остается без бюджета развития. Нужно будет выбирать: новая школа, капитальный ремонт дороги или зарплаты медиков и учителей… О реконструкции скверов, парков и стадионов речь вообще не идет”, – сказал мэр Житомира.
Антимонопольный комитет подсчитал, что у абсолютного большинства городов денег на компенсацию разницы в тарифах попросту нет, поэтому если бы ограничение не было бы снято, то это якобы могло бы привести к прекращению услуг по теплоснабжению и поставкам горячей воды. “В случае ее функционирования ряд городов оказался бы перед угрозой отключения отопления и горячего водоснабжения из-за невозможности покрытия себестоимости услуг и невозможности компенсировать экономически обоснованную стоимость их предоставления”, – сообщило Минэнерго.
Кроме того, постановление Гройсмана противоречило Закону “О ценах и ценообразовании”, статья 15 которого говорит, что если Кабмин вводит государственное регулирование цен на товары ниже экономически обоснованного уровня, то он должен компенсировать разницу из госбюджета. Но постановление № 560, принятое посреди бюджетного года, никаких отсылок к компенсации не содержало.
Ассоциация городов постоянно ставила вопрос о том, что им для погашения разницы в тарифах на жилищно-коммунальные услуги нужна субвенция из госбюджета. И при этом назывался ее размер значительно больший, чем насчитало правительство, – 19 млрд. грн. Однако таких субвенций, понятное дело, местные власти так и не получили.
Теперь же вопрос цен на отопление будет целиком в руках местных властей – еще до 2015 г. тарифы на отопление и горячую воду устанавливала Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, но после начала процесса децентрализации это стало сферой ответственности исключительно местных чиновников.
А для населения это означает однозначное подорожание услуг отопления прямо сейчас – как только местные власти станут принимать соответствующие решения. Величина повышения будет индивидуальной для каждого города, но суммарно по стране украинцам придется выложить из карманов минимум те 7 млрд. грн., которых не хватало местным властям на покрытие разницы в тарифах. А сколько максимум – не сможет сейчас никто сказать.
Но при этом нужно помнить еще вот что – на 80% тариф на отопление состоит из цены на газ, который, как уже писала “Деловая столица”, с 1 ноября подорожал на 14,7%, до 4899 (без НДС, наценки газосбытовых компаний и транспортных затрат). И в декабре цены на газ для теплокоммунэнерго будут еще выше, как минимум на 20%.
А с января 2020 г. теплокоммунэнерго будут покупать газ по ценам, по которым его приобретает промышленность. Тарифы же для промышленности привязаны к ценам на газ на европейских хабах. Так что с нового года украинцы могут готовиться к тому, что за отопление они будут платить по европейским меркам. То есть очень дорого. (Александр Суков, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)